Процесс над Милошевичем в средствах массовой информации
Вот уже месяц, как бывший сербский и югославский президент Слободан Милошевич предстал перед судьями Гаагского трибунала по военным преступлениям. Как это обычно бывает при всех значимых событиях, общественный интерес к нему проявляют во всем мире. Ведь в лице Милошевича перед судом находится бывший всенародно избранный глава государства, и именно это дело, рассматриваемое трибуналом по военным преступлениям в бывшей Югославии, имеет особое значение для создания постоянного Международного трибунала по уголовным делам.
В первые дни процесса за ним следили во всем мире, в особенности, конечно, в бывшей Югославии. Несколько телеканалов подробно транслировали первые заседания, поначалу в прямом эфире и без сокращений. Времени на эти трансляции было выделено много, так как для боснийцев, косовских албанцев, хорватов и сербов, а также для македонцев, черногорцев, венгров и других народов и этнических групп бывшей Югославии это было сенсацией ? увидеть бывшего главу государства, представшего перед судом. Однако примерно две недели спустя интерес остыл. Допросы свидетелей обвинения с последующим перекрестным допросом Милошевича, который самостоятельно осуществляет свою защиту перед трибуналом, все время выявляли новые детали ? мнимых или фактических ? преступлений в Косово. Однако слушания проходили всегда одинаково. Соратники Милошевича в Гааге ипрежде всего, верные осведомители из сербско-югославского аппарата спецслужб в Белграде снабжали его в полном объеме точными сведениями о каждом отдельном свидетеле. Он знал почти все о происхождении каждого отдельного свидетеля из Косова, Милошевичу иногда даже была известна историю семьи того или иного свидетеля, поэтому на основании имеющейся у него информации Милошевич пытался подорвать доверие к свидетелям и переложить ответственность за смерти и гонения в Косово на НАТО и "албанских террористов". При этом он вел себя словно настоящий президент, обращаясь к высокому суду не как сидящий на скамье подсудимых снизу вверх, а сверху вниз, словно с высокой трибуны на кого-то, копошащегося у его ног. Эта манера была рассчитана очень точно, так как Милошевич хочет показать трибуналу, что не признает этот "незаконный суд", и предстать, по меньшей мере перед глазами телезрителей из числа соотечественников, к которым он обращается в первую очередь, таким же, как в былые времена. Как будто он определяет ход событий, как будто он один знает правду, даже если его "правда" противоречит всем фактам и доказательствам, добытым трибуналом.
Таим поведением Милошевич добился определенного успеха у сербской аудитории. Но скорее не как политик от социалистической партии, которую он до сих пор формально возглавляет, а как, в своем роде, герой, который взывает ко всему мировому сообществу, состоящему чуть ли не сплошь из врагов сербов. То, что Милошевич тем самым играет на все еще широко распространенных в Сербии чувствах, однако, не характеризует его как главного защитника дела сербов, а бьет рикошетом по сербскому обществу, в котором процесс "пересмотра прошлого" все еще не начался. Многие все еще находятся в плену у мифа о статусе сербского народа как всеобщей жертвы: ощущение несправедливости, пережитое сербами во время войн 1991-1999 годов, сопровождавших распад бывшей Югославии, несправедливость, которую никто на свете не оспаривает, полностью затмевает в их самовосприятии то, что послужило тому причиной ? несправедливость, допущенная или по крайней мере одобренная сербами в отношении других народов.
Новейшей вариацией этой вечной темы стал на днях спор о прекращении с прошлого понедельника прямых трансляций процесса на государственном телеканале RTS. Оппозиционные социалисты выражали свое возмущение этим решением и говорили о том, что правительство, очевидно, продолжает бояться Милошевича, даже находящегося под арестом в Гааге. Новый режим якобы опасается, что бывший президент разоблачит перед трибуналом "ложь албанских террористов о Милошевиче, нашем народе, нашей армии и полиции". Директор RTS Александар Крквеньяков возражал, утверждая, что времена, когда государственное телевидение повиновалось командам Милошевича и его социалистов, закончились. Он полагает, что уже из-за падающего рейтинга (сначала за судебным процессом наблюдало до 60 процентов телезрителей, в последнее же время ? значительно меньше) прямую трансляцию процесса, который будет продолжаться еще не один год, следовало прекратить хотя бы по финансовым причинам. Каждый час трансляции обходится примерно в 900 евро. Теперь о происходящем в Гааге можно будет узнавать из новостей и отдельных специальных передач, сказал Крквеньяков.
Утверждение, что сербский народ из страха перед правдой больше ничто не узнает о процессе, ошибочно в том числе и потому, что наряду с RTS с самого его начала о процессе в Гааге во время своих прямых включений сообщали и продолжают сообщать и частные телеканалы B92 и YU-Info. Социалисты, а более всего ? Милошевич, волнуются в основном из-за того, что единственный принимаемый по всей стране метровый телеканал RTS больше не танцует под дудку социалистов. Потому что этот телеканал был самым важным пропагандистским инструментом Милошевича, которым он пользовался с 1987 года, с момента прихода к власти сербских коммунистов. Его страшные истории о мнимом геноциде со стороны "фашистов-хорватов" и "исламских фундаменталистов" в отношении сербов в Боснии настраивали народ на "освободительную борьбу" ? тот, кто с самого начала был жертвой, никак не мог стать преступником.
О том того, что Милошевича в Сербии, так сказать, "выключат", не может быть и речи. Белградский телеканал B92 имеет в Гааге постоянного корреспондента, техническую группу, а также машину для передачи сигнала через спутник, с которой телематериалы, бесплатно предоставленные трибуналом, передаются непосредственно в Сербию. Программы B92, принимаемого только в Белграде, транслируются по всей Сербии более чем 30 местными и региональными телеканалами Союза независимых электронных средств массовой информации (Anem). Таким образом, большинство населения Сербии может и дальше изо дня в день наблюдать за процессом. Так как независимый телеканал своевременно побеспокоился о поддержке со стороны международных институтов и организаций, трансляция процесса над Милошевичем, а также других важных судебных слушаний Гаагского трибунала гарантирована на ближайшие 12 месяцев. B92 заверяет, что продолжит прямые трансляции и комментарии, даже если рейтинги этих программ будут и далее снижаться. Кроме того, B92 ведет обширный документальный проект по теме "Войны 1991-1999 годов". Целью этого проекта является сбор документов и свидетельских показаний виновников и жертв, безмолвных "попутчиков" и активных борцов с военной политикой Милошевича. То, что процесс исторической самооценки движется в Сербии слишком медленно, сегодня уже нельзя списать на недостаток информации, поступающей в том числе и из Гааги. Тот, кто хочет знать, узнать может. Проблема заключается в том, что хотят этого немногие.