Секретная программа Северной Каролины по стерилизации граждан, санкционированной властями штата
Евгеника, которая возникла на стыке веков, предлагала соблазнительное будущее: будущее без нищеты, без наркомании и алкоголизма, без преступности - и все благодаря магии науки. По мнению ученых, занимавшихся евгеникой, большинство социальных пороков объяснялось генетическими изъянами, передающимися из поколение в поколение. Помешав людям с подобными изъянами - и особенно умственно неполноценным - заводить детей, ученые рассчитывали решить эти проблемы раз и навсегда. По крайней мере, 30 штатов США приняли эту теорию и начали собственные программы; на протяжении XX века по приказам властей штатов было стерилизовано, по грубым подсчетам 70 тыс. американцев. Последняя из этих программ была отменена только в середине 1970-х.
Три десятилетия спустя и спустя три года после того, как Вирджиния первой принесла официальные извинения за свою программу, те, кто подвергся стерилизации и до сих пор жив, - никто не знает, сколько их, - до сих пор ждут помощи. Менее чем полдесятка штатов последовали по стопам Вирджинии. И только один штат, Северная Каролина, задумался о предоставлении консультаций и медицинских услуг жертвам, нацеленных на разрешение послеоперационных проблем, а также о выплате некоторой компенсации за пережитую боль.
Евгеническая программа Северной Каролины была одной из самых агрессивных. За четыре десятка лет было стерилизовано или кастрировано более 7 тыс. человек, причем некоторым было не более 10-11 лет. Причинами для операций служили умственные заболевания и обвинения в сексуальной распущенности, а также просто общение не с той компанией. Некоторые из прооперированных получили серьезные осложнения, и несколько человек скончалось в течение нескольких дней после операции.
Детали этой программы, вероятно, до сих пор хранились бы за семью замками в архивах штата, если бы их не обнародовала Джоанна Шоен, автор книги "Выбор и принуждение: контроль над рождаемостью, стерилизация и аборты в системе общественного здравоохранения и социальной заботы о населении" ("Choice & Coercion: Birth Control, Sterilization and Abortion in Public Health and Welfare"), которая выходит в этом месяце в издательстве The University of North Carolina Press. С ней побеседовала журналистка Newsweek Ребекка Синдербранд.
- Когда вы впервые узнали о существовании евгенической программы в Северной Каролине?
- В середине 1990-х я начала изучение архивов штата для своей дипломной работы. Я знала о существовании Комиссии по евгенике, потому что я видела ее отчеты, писавшиеся два раза в год, - просто статистика, никаких деталей - в медицинской библиотеке Университета Северной Каролины. Но даже несмотря на то, что у меня было разрешение, архивисты не позволили мне ознакомиться с этими данными и резюме. Пару лет спустя я вновь оказалась в архивах штата, когда работала над своей книгой. Когда я пришла туда, архивист передал мне три рулончика микрофильмов. Я не знала, что это, но я не хотела задавать лишних вопросов. Я взяла этот микрофильм, пошла в читальный зал. И там я поняла, что у меня в руках золотая жила, так как то, что он мне дал, было записями всех встреч Комиссии по евгенике.
- Что вы обнаружили в этих записях?
- Чтение этих материалов действительно ошеломило меня, ибо на протяжении месяцев мне открывалась одна личная трагедия за другой. Это истории о том, как государство игнорировало этих людей, детей и невероятную нищету: потом они попадали в зону внимания, и им делалось предложение о стерилизации. И одна из вещей, которую я поняла, читая эти материалы, это то, что были законы, которые хранили истории об этих людях в тайне. Читая эти материалы, я чувствовала, что эти люди заслуживают общественного признания: что-то должно быть сделано для того, чтобы эта информация была обнародована. И когда штат Вирджиния стал первым, принесшим извинения за свою программу стерилизации (в 2002 году), я подумала, что пришло время рассказать правду.
- Изменялась ли программа Северной Каролины с течением времени?
- Да, она изменялась, и довольно резко. В 1930 - 1940-х большинство людей, кандидатуры которых предлагали на стерилизацию, были белыми, так как афро-американцы почти не получали социальных услуг на расистском Юге. В 1950 - 1960-х ситуация начинает меняться, и эти программы начинают соединяться. Меняется и лицо подвергаемых стерилизации. Ударение теперь делается на матерях-одиночках, особенно молодых. И становится непропорционально много афро-американцев. Еще одним отличием стало то, что в первые десятилетия упор делался на страдающих серьезными умственными заболеваниями, при которых медицина бессильна. А в 1950-х для многих из этих заболеваний наука находит способы лечения, и заинтересованность психиатров в стерилизациях этих людей отпадает. Тем временем резко увеличивается количество стерилизаций по рекомендации социальных работников.
- Когда эти программы были завершены, предпринимались ли какие-либо усилия для выплаты компенсаций или содействия жертвам стерилизации?
- В 1970-х был ряд исков в нескольких местах, в которых люди указывали на насильственную стерилизацию. Ни один иск успехом не увенчался. Потом, в 1990-х и начале 2000-х, появилась новая волна исков, и люди начали громко говорить об этом. Город Альберта в Канаде выплатил репарации жертвам. В США такого не сделал никто. Северная Каролина зашла дальше других: была создана комиссия по изучению вопроса, которая рекомендовала штату оплатить медицинские услуги и образование пострадавшим. Губернатор одобрил рекомендации, однако они не были реализованы.
- Есть ли организации, которые регистрируют этих людей, пытаются посчитать, сколько их может быть? Или они брошены на произвол судьбы?
- Пока эти люди - сами по себе. Это связано с тем, что данные, в основном, закрыты, так что этих людей сложно найти, даже если очень того захочешь. Некоторые штаты выступили с извинениями за евгенику и считают это достаточным для того, чтобы не открывать данные, а некоторые даже начали уничтожать документы, что, на мой взгляд, ужасно. Об этом почти ничего неизвестно - есть сотни вопросов, на которые мы не можем найти ответ.
- Будет ли, по вашему мнению, в конце концов, создана программа для содействия пережившим стерилизацию - в Северной Каролине или других местах?
- Иногда я думаю, что есть люди, которые готовы приложить к тому усилия и у которых есть политическая воля. А потом мне кажется, что все, кто якобы предпринимает какие-то шаги в этом направлении, - лицемеры. У меня такое ощущение, что ни у кого нет заинтересованности в этом вопросе. Есть вещи и помимо финансовой компенсации, на которых можно было бы сосредоточиться прямо сейчас, - например, создание мемориала или музея. Ведь в какой-то момент и эта возможность исчезнет навсегда.