Если Европа хочет, чтобы у нее было будущее, ей нужна единая энергетическая политика
После мучений с конституций, после переживаний по поводу асоциальной Европы и сложностей, связанных с расширением ЕС, у Брюсселя нет более насущной задачи, чем вытащить Евросоюз из кризиса доверия и восстановить его авторитет в глазах европейцев. Поворотным пунктом здесь может стать единая энергетическая политика. Однако национальная ограниченность грозит дальнейшим ослаблением ЕС.
Правда, на предстоящем саммите глав европейских государств вопросы энергетики будут стоять на первом месте. Германский канцлер и французский президент настаивают на важности поиска согласия в этой сфере для всех партнеров. Однако в ответ европейские правительства немедленно и недвусмысленно отвергли большинство предложений Брюсселя по подготовке Европы к возможному энергетическому кризису. Они не допускают вмешательства в сугубо внутреннее, с их точки зрения, дело: в вопрос, откуда их страны получают необходимое горючее для населения и национальной экономики.
Снабжение энергоносителями становится все менее гарантированным и все более дорогим удовольствием. Сегодня примерно половину потребностей Европа удовлетворяет за счет импорта, через несколько лет, если ничего не предпринимать, это будет значительно больше, чем две трети. Одновременно растет мировой спрос на энергоносители. Экономические гиганты, такие как Китай, Индия или Бразилия, испытывают огромный энергетический голод. Они конкурируют с европейцами и американцами не только как товаропроизводители за рынки сбыта, но и как потребители за нефть и газ, которые нужны им для производства продукции. К тому же нельзя забывать, что запасы ископаемого топлива иссякнут уже в этом столетии.
Итак, причин, чтобы поломать голову над энергетической политикой будущего, достаточно. Еврокомиссия с полным основанием исходит из того, что новые источники энергии должны быть надежными, экологичными и доступными по цене. Она предложила ряд разумных шагов - от новых исследований в области возобновляемых энергоносителей до дебатов о достоинствах и недостатках атомной энергии. Противники АЭС не должны игнорировать подобные дискуссии. Риски и скрытые издержки этой отрасли слишком высоки, однако те, кто отказывается от строительства новых атомных реакторов, должны подумать хотя бы о продлении сроков эксплуатации уже существующих, чтобы через 10-20 лет иметь возможность справиться с вероятным дефицитом.
Государства ЕС должны сконцентрировать свои усилия на энергосберегающих технологиях и возобновляемых источниках энергии. Разработка новых двигателей и отопительных систем, использование силы ветра и воды, увеличение роли биоэнергетики - все эти проблемы гораздо труднее решить в одиночку. Но не только. Даже в случае традиционных энергоносителей как с политической, так и экономической точки зрения напрашивается необходимость повышения роли сотрудничества за рамками национальных границ - хотя бы ради усиления своих позиций на переговорах с поставщиками нефти.
Однако сейчас почти все, что делается в Европе, определяется целями, стоящими перед отдельными нациями. Единая энергетическая политика становится жертвой радения в первую очередь о собственных интересах. Франция и Испания защищают свои энергетические рынки от других членов ЕС. Большая часть государств Евросоюза готова только к разговорам и совместной оценке положения без каких-либо обязательств. Тем самым они подрывают не только экономическую базу Европы, но и предают основополагающие ценности ЕС: становление Европейского Экономического Сообщества когда-то начиналось с объединения таких ключевых индустриальных отраслей, как угледобывающая и сталелитейная промышленность. Кто заинтересован в окончании кризиса доверия и в предотвращении кризиса энергоснабжения, должен так же действовать и в отношении энергетики.