Колокол революции медленно плывет вверх по ступенькам - его несут два старика и два молодых человека. Они появились из толпы, заполнившей площадь Октября. Рядом с Дворцом профсоюзов зажигают свечи. Александр Милинкевич и Александр Козулин, кандидаты в президенты, ставшие лидерами демократической оппозиции, перед собравшимися 6 тысячами человек, заключили союзническое соглашение. Они зачитали клятву верности нации из 10 пунктов.
Из двух импровизированных громкоговорителей звучит песня "Мы ждем перемен", ставшая символом российской перестройки 1989 года. Потом Милинкевич спрашивает у толпы: "Хотите остаться?" "Мы вместе, вместе, это наша площадь, наша страна, мы не уйдем!" Молодые диссиденты из "Зубра" установили 40 палаток прямо на заснеженной площади. Под куртками и пальто видны теплые свитера. Лидеры повстанцев просят людей звонить друзьям и родственникам. "Приносите еду, обувь, одеяла". Решение принято: кто хочет, проведет ночь на площади, кто не выдержит, вернется домой. Все это - под пристальным взглядом спецподразделений, которые не вмешиваются. Протест против фальсификации итогов президентских выборов в Белоруссии превратился с попытку революционного переворота.
Оппозиция не ограничивается обвинениями в том, что режим Александра Лукашенко фальсифицировал результаты голосования, оппозиция требует повторных выборов. Со вчерашнего вечера она выступает за свержение диктатуры. В воскресенье ночью Милинкевич говорил через старый мегафон, один, несколько минут. После этого народ покинул площадь. Теперь площадь Октября в Минске напоминает Майдан в Киеве, где разворачивалась украинская революция. Толпа не увеличивается, но атмосфера меняется. Выступают поэты, писатели, певцы, студенты, диссиденты из областей. Берут слово демократы из Москвы, заявляя, что не вся Россия на стороне Лукашенко. Ольга, представитель университетских кругов, зачитывает поименный список диссидентов, содержащихся в тюрьме или пропавших без вести. Толпа кричит: "Свобода! Позор! Демократия!" Кажется, страх побежден.
Милинкевич, бывший до вчерашнего дня застенчивым доцентом физики, теперь другой человек. "Это были не выборы, - кричит он, - это был государственный переворот! Лукашенко - незаконный президент. Мы просим страны мира не признавать за ним право руководить страной". Он предупреждает: "Протест будет долгим и суровым, но нас не смогут опять поставить на колени". Эту сцену показали по всему миру, однако не показали в Белоруссии.
За пределами Минска народ не знает о восстании в столице. Никаких газет, телевидение показывает лишь жуткие сцены с пьяными молодыми людьми, которые сквернословят и бросают бутылки из-под пива в "манифестантов". Затем идет репортаж с пресс-конференции - своего рода митинга - Лукашенко. Только что объявленный победителем с 82,6% голосов, президент говорит со страной и бросает вызов международному сообществу. Впечатляющее шоу, чисто советский стиль. С напряженным лицом и угрожающим взглядом, Лукашенко заявляет: "Революция, оплаченная из-за рубежа, потерпела поражение, Западу не удалось свергнуть меня".
Он предупреждает, что Милинкевич и Козулин рискуют оказаться в тюрьме. "Они оклеветали меня, испачкали грязью нацию: если они виновны, они будут арестованы". Он повторил угрозы в адрес США и ЕС, высмеял оппозицию, обвинил Гаагский трибунал в убийстве "патриота Милошевича", поблагодарил Россию за сопротивление "однополярной политике американского империализма". Он пригрозил журналисту, задавшему вопрос, пойдет ли он на применение силы против оппозиционеров: "Я рад, что мы еще не перерезали вам горло. Приглашаю вас посетить в больнице тех, с кем это уже произошло". Милинкевич отвечает с площади: "Я не боюсь смерти или тюрьмы. Если меня убьют, то режим будет обречен".
Такова реакция властей на вызов, брошенный с площади, первый после 12 лет, в течение которых Белоруссия жила, затаив дыхание. Кто участвует в манифестациях, будет уволен с работы, или исключен из университета, или выселен. Участники выступления рискуют быть арестованными, посаженными в тюрьму или даже расстрелянными. По мнению властей, события в Минске являются "попыткой государственного переворота, профинансированного Западом". Если протест будет шириться, предупреждает министерство внутренних дел, рассылая послания на мобильные телефоны, оно будет "потоплено в крови".
Белорусское восстание разделило мир. ОБСЕ, США, ЕС и НАТО называют голосование "не соответствующим мировым стандартам". Они осуждают аресты, репрессии, предупреждают о санкциях. Белый дом выступил за проведение новых выборов. Но, по мнению России, голосование было "свободным, открытым и прозрачным", и Путин поздравил Лукашенко с победой.