Вчера в Брюсселе господствовало редкостное единодушие: Белоруссия - это не демократическая страна. Выборы - это фарс. Что же, однако, из этого вытекает? Ответы на данный вопрос так же разнообразны, как и геополитические интересы государств - членов Евросоюза. Если страны бывшего восточного блока, прежде всего Польша, хотят выдвинуть тему на первый план, другие стараются уклониться от четких выводов. Ведь Лукашенко - ближайший союзник российского президента Путина.
Соответственно, Еврокомиссия заявила всего лишь о предстоящем введении новых "мягких санкций". Наверное, запрет на въезд в Европу распространится также на членов нового белорусского правительства. Кроме того, лидеры фракций в Европарламенте выступили с гневными речами в адрес Минска. Но все это со стороны Евросоюза не более чем беспомощный гнев у железного занавеса. В ЕС нет единого мнения относительно того, какие меры могут оказаться действенными. Но, прежде всего, у него нет желания вступать в споры с Москвой.
Вчера министры иностранных дел ЕС обсуждали белорусскую тему с явной неохотой, но новости из Минска не оставляли им права выбора. Другая тема, напротив, была внесена в повестку дня уже несколько недель назад: энергетическая безопасность Европы и энергетическое партнерство с Россией, которая покрывает треть потребности ЕС в нефти и половину - в газе. С тех пор как январский конфликт между Россией и Украиной вокруг цен на газ привел к периодическому снижению давления в европейской сети, эта зависимость снова придала мыслям европейцев определенное направление.
Итак, ЕС вовсе не заинтересован в том, чтобы рассердить Москву жесткими словами и действиями в отношении ее союзника - правительства в Минске. К этому следует добавить, что введение эффективных санкций, не затрагивающих население, - это всегда сложная задача. Уже сейчас ЕС поддерживает оппозицию, финансирует свободное радиовещание и не пускает Лукашенко в Европу. Более жестких мер от Брюсселя не приходится ожидать и в будущем.