Газета Frankfurter Rundschau публикует интервью с Эдмундом Ленгфельдером, руководителем Радиологического института им. Отто Хуга, в котором авторитетный эксперт рассказал о радиологической ситуации в Баварии, о судьбе японских ликвидаторов и об отравлении рыбы в Тихом океане.
Далеко не все помнят, рассказывает Ленгфельдер, что радиоактивное чернобыльское облако дошло до Баварии. Последствия той катастрофы ощущаются и сегодня. Например, в жарком из баварского кабана может содержаться 1000 и более беккерелей радиоактивных веществ, утверждает эксперт. Положение с ягодами значительно лучше, но не с грибами. Особенно опасен так называемый польский гриб, поскольку в отличие от белых или лисичек он очень активно поглощает нуклиды цезия.
Однако сейчас в центре внимания события на атомной электростанции "Фукусима". Правительство Японии установило предельные допустимые значения облучения для людей, которые работают на ее реакторах, но Ленгфельдер полагает, что в данной ситуации нормативы не действуют.
Эксперт снова обращается к событиям в Чернобыле. Тогда СССР бросил на ликвидацию аварии 800 тысяч человек, по преимуществу молодых солдат, которые участвовали как в непосредственной защите реактора, так и в эвакуации населения и даже в "мойке" городов.
На реакторах ликвидаторы работали в свинцовых фартуках, находясь в опасной зоне по 45 секунд. Как и сейчас на "Фукусиме", их жизнь и здоровье были второстепенным фактором. "Это как на войне, - говорит Ленгфельдер, - где человеческие жизни приносятся в жертву ради якобы более высокой цели".
Японские ликвидаторы, продолжает эксперт, оснащены лучше советских. У каждого имеется костюм радиационной защиты, но к сожалению, эти костюмы спасают только от попадания радионуклидов непосредственно на кожу. Защитить от гамма-лучей, которые и вызывают лучевую болезнь, они не в состоянии. Для этого понадобился бы свинцовый костюм толщиной в один сантиметр, но из-за его веса такой костюм не сможет надеть ни один человек. Единственное средство защиты от гамма-лучей - это минимальный срок нахождения в опасной зоне.
Из 30-километровой зоны вокруг "Фукусимы" эвакуировано население. На вопрос, когда люди смогут вернуться домой, у эксперта ответа нет. В Чернобыле, напоминает он, запретная зона имела 60 км в диаметре, но выселять людей пришлось даже из населенных пунктов, располагавшихся в 400 км от места аварии. Вернуться домой они смогли только в 1992 году. Плотность населения в Японии, напоминает Ленгфельдер, примерно в 20 раз выше, чем в Чернобыле или в Белоруссии. Это означает, что от облучения пострадало в 20 раз больше людей.
Японцы надеются, что большую часть радионуклидов отнесет ветром в океан. Эксперт предостерегает: "Когда-нибудь они осядут на водную поверхность, попадут в организмы рыб и других морских животных и по пищевой цепочке снова вернутся к человеку. Это фатально для нации, которая питается в основном рыбой". Он призывает японцев: "Больше никаких суши!"