Оппозиционные политики годами обвиняли человека, который долгое время был мэром Москвы, в правлении колоссальной империей "кумовского капитализма", пишет The New York Times. "Все это время мэр Юрий Лужков и его жена все отрицали. Казалось, это вообще не имеет значения. Лужков был ближайшим союзником Кремля, в его отношении никогда не проводилось расследований", - отмечает журналист Эндрю И. Крамер.
"Но прошлой осенью Лужков впал в опалу и был уволен. И внезапно следователи, кажется, обнаруживают коррупцию повсюду", - продолжает издание. Жена Лужкова Елена Батурина находится за пределами России. "Лужков, который, видимо, пока находится в Москве, на данный момент упрямо отказывается покинуть Россию, чуть ли не бросая следователям вызов - мол, пусть попробуют за него взяться", - говорится в статье.
По данным издания, начаты расследования в связи с коммерческими сделками, в том числе 18-летней давности. "Прокуратура не разъясняет, почему делает это только теперь, после увольнения Лужкова", - замечает газета.
"Эта чистка заостряет внимание на том, что в России политическая лояльность часто служит защитой, а правоохранительные органы используются для сведения счетов. Противники Лужкова и Батуриной говорят, что те отлично знают, как работает система - они пользовались ею для сокрушения противников и подачи судебных исков на целое поколение независимых журналистов. Теперь же они изображают себя жертвами несправедливой системы", - говорится в статье.
Батурина в телефонном интервью из Нью-Йорка, куда, по ее словам, она приехала на время по делам, возмутилась расследованием в Москве. "Вместо того, чтобы ловить мелких воров, прокуратура пытается проверить мои деньги. Они искали шесть месяцев, а затем нашли их на моем счету. Почему они искали так долго? Об этом все уже все знали", - сказала Батурина в интервью.
После увольнения Лужкова "его верные сторонники один за другим были арестованы, вынуждены эмигрировать или перешли в другой лагерь, по мере того, как подробности нечестных сделок, о которых уже знали многие, всплывали на поверхность. СК при Генпрокуратуре отрицал политические мотивы - он распространил заявление, гласящее, что это ведомство намеревалось расследовать коррупцию в Москве еще раньше, до увольнения Лужкова", - пишет издание.
"В телефонном интервью из Нью-Йорка Батурина сказала, что ожидает, что станет следующей. По ее словам, полицейские, имеющие политические обязательства, сфабрикуют против нее уголовное дело. Она добавила, что московские суды не обеспечат справедливого разбирательства. Как она выразилась, все ее проблемы с законом возникли, потому что "кто-то отдал приказ", - пишет газета.
"В интервью Батурина признала, что раньше не говорила публично о недостатках судов, но сказала, что в своем случае уверена, что доказательства сфабрикованы", - добавляет издание.