В ходе первого дня визита американского президента в Иерусалим сторонам, кажется, удалось преодолеть давние разногласия, пишет Маурицио Молинари в газете La Stampa . "Никто не может указывать Израилю, как ему обеспечивать собственную безопасность". Иными словами, президент США Барак Обама не исключает вероятность того, что Израиль может атаковать Иран, пишет корреспондент.
В ходе совместной пресс-конференции премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал: "Мы были преследуемым народом, сегодня мы имеем право защищаться, мы не можем отказаться от самообороны". Обама комментирует: "Ни одна страна не может диктовать другой стране, как обеспечивать безопасность своих граждан. То, что нас объединяет, это приоритетное значение безопасности наших народов". Президент взвешивает каждое слово, потому что говорит об иранской ядерной угрозе, и слова Обамы наделяют Израиль правом на самооборону, а значит, на нанесение удара, если он сочтет нужным, говорится в статье.
Нетаньяху отвергает идею автоматического решения о нанесении удара, продолжает автор. Как Нетаньяху, так и президент Израиля Шимон Перес подчеркивают, что приоритетом является дипломатическое, а не военное решение. Это означает, что у Обамы еще есть время, чтобы убедить Иран заблокировать ядерную программу. Журналист напоминает, что в июне в Иране пройдут президентские выборы и у Ахмадинежада появится преемник.
При этом Обама подчеркивает право Израиля на самозащиту, если Иран не откажется от ядерной программы. Иными словами, удар нанесут не Соединенные Штаты, а их союзник на основании Устава ООН, говорится в статье. Совпадение позиций по Ирану закрывает одну из самых сложных глав в отношениях Вашингтон-Иерусалим за последние четыре года, в обмен Обама получил от Нетаньяху обещание о "достижении мира с палестинцами через решение о двух государствах и двух народах, поскольку иного выхода нет", пишет автор статьи.
Другой темой переговоров в Иерусалиме была Сирия. Нетаньяху и Перес просили Обаму "предотвратить применение Асадом химического оружия и передачу сирийских ракет боевикам "Хизбаллы", сообщает автор. Обама не только согласился, но пошел дальше: "Мы начнем расследование по последним данным о применении химического оружия в Сирии", подчеркнув, что он не верит в то, что этим оружием воспользовались повстанцы.
"Продление на 10 лет военного соглашения подвело итог дню, который, по-видимому, похоронил годы разногласий благодаря взаимной заинтересованности в том, чтобы остановить иранскую ядерную программу", - заключает автор статьи.