Вчера в Германии стартовал показ киноспектакля швейцарского режиссера Мило Рау "Московские процессы", в котором воспроизводятся слушания по некоторым громким судебным делам последнего десятилетия. В этой "полудокументальной работе... наглядно отражена гибель демократии при Путине", - пишет корреспондент Frankfurter Allgemeine Керстин Хольм. Кроме того, по ее мнению, из фильма становится ясно, что "будь российские суды независимыми, панки из Pussy Riot никогда бы не получили обвинительный приговор".
Действие разворачивается в московском "Сахаровском центре", защитниками обвиняемых выступают художественный критик Екатерина Деготь и адвокат Анна Ставицкая. Первым слушается дело устроителей выставки "Осторожно, религия!". "Художники высмеивали реанимацию религии в своей стране, которая действительно происходила в значительной степени поверхностно и механически... Многим церковным начальникам и глупой пастве это показалось совершенно не смешным. Выставка была разорена православными фанатиками", - напоминает Хольм.
Когда дело доходит до разбирательства по поводу "Панк-молитвы" Pussy Riot, возмущение этим поступком "правдоподобно разыгрывает" один только "в высшей степени телегеничный" журналист Максим Шевченко (в фильме он выступает экспертом обвинения). "Правда, когда съемочный процесс под предлогом проверки документов прервала настоящая государственная власть в обличии полицейских, Шевченко и его противники сообща сопротивлялись им, пока те не ушли", - отмечает автор.
"Гвоздем программы", по мнению Хольм, стало выступление "ветерана христианского диссидентского движения" Глеба Якунина. В инсценировке процесса он участвовал как свидетель. Якунин высказывает мысль, что "панк-молитва хотя и оскорбила его религиозные чувства, но это неплохо. Значительно важнее, с его точки зрения, то, что дерзкие девушки вынесли на всеобщее обозрение распутное совокупление российской государственной власти с церковью, которая вот-вот выродится в какое-то спортивное общество для полицейских".