Барак Обама ударил по ближнему кругу Путина с целью "быстро остудить эйфорию от захвата Крыма". Евросоюз боится серьезного разрыва с Россией, но покушение на Восток и Юг Украины не простит, пишут СМИ. Российские либералы, в основном "ужаснувшиеся вторжению на Украину", опасаются, что Кремль выместит свой гнев на них.
США ударили в самое сердце ближнего круга президента России Владимира Путина, наложив санкции на 20 человек из его окружения и банк, имеющий отношение к его приближенным, сообщает The Financial Times.
Американский ответ на аннексию Крыма вызвал немедленную смену владельца компании Gunvor (4-й крупнейший нефтяной трейдер в мире). Геннадий Тимченко продал принадлежащие ему 43% акций, чтобы обеспечить "непрерывную и бесперебойную операционную деятельность".
Введение дополнительных санкций против России заставило рейтинговое агентство Standard&Poor's изменить ее кредитный рейтинг со "стабильного" на "негативный". ЕС, со своей стороны, добавил 12 имен к списку граждан России, подвергшихся санкциям, среди них - один журналист. Предположительно, речь идет о Дмитрии Киселеве, говорится в статье.
В ответ на санкции США Москва запретила въезд в Россию 9 американским чиновникам.
По словам американской стороны, россияне, подвергшиеся санкциям, лишатся доступа к американской финансовой системе и начнут испытывать затруднения при совершении транзакций в долларах. В список, в частности, попали глава администрации президента Сергей Иванов, помощник Путина Андрей Фурсенко, лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов и глава РЖД Владимир Якунин. Санкции также были введены в отношении Банка "Россия", принадлежащего Юрию Ковальчуку.
Что касается Тимченко, то Минфин США оправдал санкции против него тем, что "у Путина есть инвестиции в Gunvor и, возможно, доступ к фондам Gunvor". В компании подобные заявления опровергли: "Эта интерпретация в корне неверна и возмутительна".
США должны продолжить усиление санкций в отношении России, пишет The Washington Post, подчеркивая, что новые меры администрации по-прежнему тщательно взвешены. Цель Обамы - причинить экономическую боль Владимиру Путину и его ближнему кругу финансистов и дружков, а не российской экономике в целом. Сам Путин не назван, но его личный банкир и банк отлучены от финансовой системы США, как и ключевые помощники и несколько давних друзей, ставших миллиардерами в его правление.
Теперь будет показательным, прекратит ли Путин устойчивое нагнетание обстановки, начавшееся три недели назад, пишет газета.
"Путин и его политическая элита, похоже, упиваются своей эйфорией после успешного захвата Крыма и скептически оценивают готовность Запада ответить. Если последние санкции не отрезвят их быстро, Обама должен будет без колебаний их расширить, распространив с внутреннего круга Путина на столпы российской экономики", - заключает издание.
На саммите глав государств ЕС в Брюсселе стало ясно, что реакцией Европы на российскую аннексию Крыма станет лишь небольшое ужесточение санкций и дипломатическая изоляция России, пишут корреспонденты Die Welt. Санкции, как подчеркнул австрийский канцлер Вернер Файман, "не являются целью, цель - переговоры".
Экономические санкции в отношении России приняты не были, тем не менее, канцлер Германии Ангела Меркель поручила начать подготовку таковых. Сейчас, по дипломатическим данным, рассматриваются три возможных варианта: оружейное эмбарго, ограничение деятельности российских банков в ЕС и запрет на экспорт в Россию европейского высокотехнологичного оборудования. По словам Меркель, экономические санкции последуют лишь в том случае, если Россия после Крыма захочет заполучить контроль над другими регионами Украины - Востоком и Югом.
Между тем в ЕС имеются различные мнения относительно необходимости введения экономических санкций против России. В отличие от Великобритании и ряда восточноевропейских государств, Кипр и Италия не приветствуют санкции, опасаясь вреда для своих экономик. Больше всего дискуссий вызывает бойкот на импорт российских нефти и газа в случае нарастания российской агрессии. "Мы не имеем ничего против запрета на поставку вооружений, - заявил канцлер Австрии Файман. - Но энергетический сектор - это та отрасль, которая важна для обеих сторон".
Шахматист Гарри Каспаров со страниц The Washington Post критикует западных политиков за нерешительность в противостоянии Путину.
Главная проблема с аргументами Запада из серии "Путин никогда не..." состоит в убеждении, что Путину и его правящей элите есть дело до национальных интересов России. "Им нет до них дела, за исключением некоторых областей, где эти интересы пересекаются с их задачей награбить как можно больше денег, - пишет Каспаров. - Давно пора перестать слушать профессоров с их лекциями о том, чего никогда не сделает Путин, и самое время начать реагировать на то, что он делает, - пока он не сделал это снова".
С точки зрения Каспарова, "существует множество рычагов, при помощи которых можно оказать давление на Путина, но для этого необходимо посмотреть в глаза горькой правде". В частности, надо понять, что годятся только те санкции, которые "прямо или косвенно ударяют по его власти. Это единственное, что волнует Путина, потому что он знает, что бывает с людьми в его положении, когда они власть теряют". Кроме того, западные лидеры должны понять, что "с Путиным нельзя иметь дело, не может быть никакого взаимовыгодного сотрудничества в обычном режиме", настаивает автор. "Путин безнадежен, как безнадежна сама Россия до тех пор, пока он не уйдет".
"Введите санкции против поддерживающих Путина элит, преследуйте членов их семей, с пристрастием изучите их компании, - советует Каспаров. - Если для того, чтобы разобраться с бандитами-миллиардерами, которые потакают этому опасному режиму, существующих законов мало, напишите новые. И делать это нужно быстро. В конце концов счет пойдет не только на деньги, но и на человеческие жизни".
Вчера "администрация Обамы наложила санкции на 16 высокопоставленных российских официальных лиц, а также на четверых из лучших друзей Путина, которые за последние 10 лет как по волшебству сделались мультимиллиардерами", пишет обозреватель New Republic Юлия Йоффе.
Санкции станут болезненными: эти люди контролируют значительную долю российской экономики, а принятые меры фактически отсекут их от мировой финансовой системы. "Но есть люди, которые не включены в список, а тем не менее ежатся в ожидании удара. Это российские либералы. В большинстве своем они ужаснулись вторжению на Украину и радуются, когда Запад наказывает приятелей Путина, но они знают: Кремль не в силах нанести ответный удар Вашингтону и выместит свой гнев на них", - пишет автор
Путин уже воспользовался хаосом в Крыму, чтобы под шумок надавить на независимые СМИ и отправить под домашний арест Навального, "а в выступлении во вторник наконец-то произнес вслух то, что он думал с самого начала, как мы знаем: назвал либералов "пятой колонной" и "предателями".
Гонения крайне ужесточатся, считает Йоффе. Если Брюссель и Вашингтон серьезно относятся к правам человека и демократии, они должны протянуть руку помощи тем, кто неизбежно станет "мальчиками для битья", говорится в статье.
19 марта российская писательница Людмила Улицкая провела в Москве "Конгресс интеллигенции против аннексии Крыма". В интервью Le Temps она сказала, что чрезвычайно огорчена тем, что 500 деятелей культуры поставили подпись под письмом Минкультуры о поддержке путинской политики в Крыму.
"Мне больно за этих людей - мне кажется, что они разрываются. Это очень мучительное чувство", - сказала Улицкая. Она допускает, что "половина подписала добровольно, потому что пропаганда очень сильна. Все знают, как быстро можно манипулировать умами".
"Революции никогда не бывают позитивными, - отвечает Улицкая на вопрос о фашизме на Украине. - В них всегда задействованы разрушительные силы. Фашизм, который мы наблюдаем в России, не лучше и не хуже того, который мы наблюдаем на Украине. Во время революционного процесса действует и грабит самая дикая и необразованная шпана. Это деклассированные элементы, маргиналы, которые раньше были жертвами общества. Я не хочу их очернять. Это дети, которых не любили и не учили. Революция выпускает "бесов", роман Достоевского так назван не случайно".
Улицкую расстроила та радость, с которой российское общество встретило присоединение Крыма: "Еще раз обращаю внимание на скорость, с которой телеканалы и радио превращают людей в зомби".