"В Вашингтоне сейчас рассказывают вот что. В августе прошлого года в Соединенные Штаты приехали глава "Моссад" и начальник израильских военных секретных служб, чтобы предупредить ЦРУ о существовании угрозы теракта катастрофических масштабов. Они точно не знали, о чем идет речь, но их арабские источники сообщали о том, что в кругах террористов готовятся к каким-то важным событиям. Подобные встречи между ЦРУ и "Моссад" проходят регулярно, но эта встреча была незапланированной. Израильтяне, у которых в масштабе всей страны действует система, основанная на точной шкале уровня угрозы, думали, что после получения их информации американцы автоматически предпримут соответствующие меры предосторожности. Но у нас не было подобной системы, и израильские предупреждения были слишком неконкретными, чтобы были предприняты необходимые меры по предотвращения теракта". Такой версии придерживается эксперт по стратегическим исследованиям CSIS в Вашингтоне.
- Почему израильтяне, видя, что реакция со стороны американцев отсутствует, не распространили этот сигнал тревоги через СМИ?
- Это нанесло бы ущерб их профессиональной репутации и их рабочим контактам с американскими коллегами.
- Почему президент никак не отреагировал, после того как 6 августа ЦРУ получило соответствующее предупреждение?
- Разведывательную информацию, которую глава Белого дома получает ежедневно, можно разделить на три категории: необходимую для ежедневной работы, как, например, данные о том, что происходит в российском правительстве, тревожные сигналы, требующие мгновенной реакции; доклады резидентур; общая или просто любопытная информация. Сведения о возможных угонах самолетов относятся к третьей категории. Глава ЦРУ не имел полномочий на то, чтобы призвать компании, стоящие на грани краха, вдвое увеличить расходы на безопасность. Чтобы начать осуществление эффективной операции, президенту следовало убедить конгресс в необходимости отложить все программы и финансировать операцию, подобную той, что началась после 11 сентября. Но для этого требовалось еще более убедительное обоснование, а ЦРУ должно было взять на себя риск совершить ошибку, объявив тревогу, которая могла оказаться ложной.
- Но, однако же, были и другие сигналы, как, например, доклад ФБР о выходцах из стран Ближнего Востока, обучавшихся в летных школах и арест двадцатого угонщика Массауи.
- Изучая историю нацистского вторжения на территорию Советского Союза через много лет после завершения Второй мировой войны, историки выявили по крайней мере 48 признаков начала оккупации. После того, как все произошло, легко находить такие факты. Разведка не может знать всех сплетен, и, кроме того, ее задача заключается в том, что бы отделить слухи от достоверной информации. Подобный отбор происходит на основе приоритетности информации. И в тот момент, приоритетом для ФБР была ликвидация внутренней сети лабораторий по производству метанфетамина, а ЦРУ проявляла больший интерес к Китаю и России. Они перепутали реальную информацию со слухами и никак не прореагировали.
- Громкий провал разведки.
- Сделать правильный вывод было очень сложно. К тому же, доклад ФБР содержал неправильный вывод, поскольку эта структура сконцентрировала внимание на выходцах из стран Ближнего Востока, легально прибывших в США для обучения в летных школах. Арест Массауи, напротив, был интерпретирован как ложный шаг: никто не смог увидеть связи между этим арестом и заговором 11 сентября.
- Кондолиза Райс сообщила о том, что в тот же период были предотвращены теракты в Риме. Вам известно, о чем идет речь?
- Имели место, по крайней мере, две попытки нападений на посольство США, а также угрозы нападения на президента во время саммита "восьмерки" в Генуе и планы по нападению на американских граждан, путешествующих по Италии. В вашей стране - крупная арабская община, которая является благоприятной почвой для деятельности террористов, мечетей, культурных центров, которые порой поддерживают экстремизм. Кроме того, в Италии ощущается географическая близость Северной Африки, а в среде иммигрантов имеется определенный процент лиц, занимающихся криминальной деятельностью. С другой стороны, в вашей стране действуют силовые структуры и секретные службы, которые в ЦРУ считают одними из самых эффективных в Европе. Аресты, имевшие место в Италии после 11 сентября, были произведены более оперативно и позволили получить информацию и документы, позволившие произвести аресты и в других странах.
- Чем закончится этот кризис в Белом доме?
- Демократы накануне выборов пытаются ослабить слишком популярного президента. Но взрослому населению известно, что это очень серьезное дело и что Буш не виноват. Проблема заключается в том, что у нас нет такой же национальной полиции, как в Италии, это можно назвать проявлением федерального характера нашей демократии, и изменить этот порядок будет очень непросто.