Спустя год после начала самого крупного после Второй мировой войны процесса по расследованию военных преступлений судьи в Гааге предоставили обвинению еще 100 дней на завершение дела против Слободана Милошевича.
В последние недели в связи с уничтожением сетей лоялистов Милошевича и серии арестов в Белграде высокопоставленных фигур сербского режима 1990-х шансы на обвинение бывшего сербского лидера значительно возросли.
Предоставление дополнительного времени возвещает новые откровения в зале суда. Карла Дель Понте, главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии, намерена доказать, что Милошевич несет личную ответственность за геноцид в Боснии в 1992-1995 годах, а также за преступления против человечности в Хорватии и Косово.
Милошевичу грозит пожизненное заключение. Обвинение должно было закончить сбор фактов и свидетелей уже в этом месяце, однако Дель Понте, сославшись на время, потерянное в связи с неявками обвиняемого в суд по состоянию здоровья, попросила предоставить ей еще 6 месяцев.
Судья согласился только на 100 дней. Поэтому Дель Понте, вероятно, придется отказаться от масштабных планов привлечь к суду над Милошевичем 100 новых свидетелей, о чем она заявляла до этого.
"Суд пришел к выводу, что в интересах справедливости допустить некоторые отклонения по времени и предоставить обвинению дополнительное время на привлечение важных, по мнению обвинения, свидетелей", - говорится в письменном постановлении трибунала.
Два месяца назад было совершено покушение на сербского премьер-министра Зорана Джинджича. По мнению сербских властей, покушение было спланировано и совершено находящимися в подполье бывшими боссами страны и лоялистами Милошевича в службах безопасности, которых свело вместе чувство страха перед Гаагским трибуналом и опасение, что, если Джинджич останется в живых, для них все закончится судом.
В ходе чисток и арестов, последовавших за покушением на Джинджича, удалось задержать и допросить ближайших помощников Милошевича, среди них - бывший начальник службы госбезопасности Югославии Иовица Станишич и бывший командир подразделения по проведению спецопераций Франко Симатович. Станишич был близким другом Милошевича и одним из самых влиятельных людей в Сербии в 1990-х. Но в 1998 году он разошелся с Милошевичем по вопросу о Косово. Обвинение надеется привлечь его к показаниям против бывшего босса.
Жене Милошевича, Мирьяне Маркович, удалось сбежать в Москву, где она присоединилась к своему сыну и брату Милошевича, бизнесмену и экс-дипломату.
Всего было задержано и допрошено около 10 тыс. человек, что дало возможность приоткрыть завесу над политическими преступлениями эры Милошевича. Как полагают наблюдатели, уничтожение сети лоялистов Милошевича пойдет на пользу обвинению и значительно осложнит задачу для защитников бывшего президента.
По иронии судьбы, трое главных подозреваемых в убийстве Джинджича помогли арестовать Милошевича в 2001 году. Двое из них были убиты вскоре после покушения, а третий находится в бегах.
Госпожа Дель Понте надеется, что усилившееся после покушения на Джинджича содействие со стороны Белграда в итоге поможет привести к суду двух других обвиняемых Гаагским трибуналом в совершении военных преступлений: бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича и бывшего командующего армией Республики Сербской генерала Ратко Младича.
Предоставление обвинению дополнительных 100 дней означает, что окончательного вердикта следует ожидать в середине 2006 года.