Через три года после получения Приза международной критики за фильм "Кайро" Киёси Куросава, плодовитый японский режиссер с "неудобной" фамилией, привез в Канны загадочную ленту "Светлое будущее" (Bright Future).
? Ваше имя получило широкую известность в Европе. Повлияло ли это каким-то образом на ваш статус в Японии?
? Возможно. Продюсеры поняли, что европейский рынок может быть привлекательным для некоторых японских фильмов. И это позволяет мне получать финансирование под проекты, которые, предназначаясь только для Японии, создали бы больше проблем. Как в случае со "Светлым будущем", например.
? Вас не удивило то, как ваши фильмы были приняты в Европе?
? Немного, лишь в той мере, в какой Япония является единственной страной, которую я знаю. В то же время я посмотрел достаточно много американских и европейских фильмов, особенно в 70-е годы, когда учился в университете, и хорошо знаю, что кино не имеет границ.
? Вас часто упрекают в чрезмерной активности?
? Это сознательный выбор. Я всегда хотел снимать как можно больше. Я предпочитаю сделать десять средних фильмов, чем один хороший. Сейчас, когда мои ленты систематически отбираются на фестивали и я считаю своим долгом ехать защищать их, это может создать проблемы и даже вызвать своего рода внутренний конфликт. Мне трудно найти верный баланс между началом нового проекта и завершением старого.
? "Целитель" всеми рассматривался как ваш первый шедевр?
? Мне самому трудно судить, какие из моих фильмов являются шедеврами, а какие ? нет. Но преимущество "Целителя" в том, что это была моя первая картина, показанная за границей ? в Париже, в 1997 году.
? Иногда вас называют режиссером кафкианского направления.
? Мне эта оценка льстит, но в то же время она меня раздражает. Хотя я и читал Кафку, я не уверен, что глубоко его понял.
? В свои 48 лет вы все еще считаетесь "молодым режиссером"?
? Действительно, считаться в моем возрасте "молодым режиссером" несколько странно. Объяснить это, я думаю, можно тем, что обо мне поздно узнали за границей. Поэтому меня еще называют "новым режиссером". Впрочем, возможно, этот ярлык дает мне больше свободы и побуждает к постоянному обновлению.
? В ваших фильмах первостепенную роль играет музыка?
? Я очень внимательно отношусь к ее подбору, потому что музыка обладает большой силой. Остается только удивляться, до какой степени эффект, производимый изображением, может меняться в зависимости от музыки, которую было решено использовать.
? Думаете ли вы, что будущее будет ? говоря словами вашего фильма ? светлым?
? Думаю, что да. Ни для мира и даже не для нации, но для отдельного человека.