Вслед за безупречной передачей власти Николя Саркози новое французское правительство вскоре обнаружит, что за безусловно улучшающимися немецко-французскими отношениями вырисовывается новый европейский кризис, который в ближайшие месяцы может принять дурной оборот. Речь идет всего-навсего об американском плане, поддержанном чешским и польским правительствами, по размещению передовых систем перехвата ракет в этих новых восточных членах НАТО, всего в нескольких километрах от бывших советских границ. В данном случае мы сталкиваемся с настоящей дилеммой, для решения которой необходимо принимать в расчет новую ситуацию и отношения.
На самом деле, американский проект противоракетной обороны не что иное, как карикатура. Часть гипертехнологической мечты, достойной голливудского блокбастера, "звездная война", со временем ставшая мудрее и четче: задача теперь не в том, чтобы любой ценой изготовить противоракетный зонтик, который сделает целые территории неприступными для любой формы ядерной угрозы. Нынешний, более скромный американский стратегический план состоит в том, чтобы попытаться остановить на лету отчасти устаревшие ракеты с помощью комбинации противоракетных систем наземного базирования и десятикратно усиленных устройств наблюдения и расчета. Ведь использование суперкомпьютеров типа Cray уже сегодня позволяет в реальном времени приблизительно рассчитать траекторию полета ракеты с момента запуска, получив тем самым серьезный шанс перехватить ее на полпути. Да, мы еще не достигли этого, но уже сегодня новые технологии создают для потенциальных противников - Ирана, Пакистана или (в недалеком будущем) Саудовской Аравии (Северная Корея сейчас выведена из игры) - угрозу сделать устаревшими все ядерные баллистические ракеты, которыми эти страны могут обзавестись на настоящий момент.
Итак, если системы перехвата действительно должны располагаться на таком расстоянии, чтобы быть в состоянии перехватить вражескую ракету приблизительно на полпути, расположение таких оборонных установок должно осуществляться никак не в Польше или Чехии, если речь идет о предотвращении иранской атаки на Европу. Действительно, существует техническое средство, которое позволило бы приступить к успешной установке противоракетного щита: развернуть эти системы в России и на Украине.
Да, дорогой читатель, зрение вас не обманывает! Если мы оглянемся назад, к моменту зарождения концепции звездных войн, мы, возможно, вспомним о сюрреалистическом обмене мнениями между Рейганом и Горбачевым в ходе встречи на высшем уровне в Рейкьявике в сентябре 1986 года, который должен был привести к великому разоружению холодной войны. Горбачев предложил Рейгану полностью уничтожить все советские и американские наступательные системы средней дальности и спросил у американского президента, зачем тогда будут нужны системы противоракетной обороны: тогда бывший голливудский актер упомянул возможность нападения инопланетян.
Если не придерживаться параноической теории, согласно которой Рейган и Горбачев уже давно знали об угрозе летающих тарелок, примем во внимание замешательство американского президента перед лицом новой доброй воли СССР, а также его желание продолжать лабораторные исследования. Именно тогда он вдруг предложил Горбачеву участвовать в реализации проекта. Учитывая контекст эпохи, понятно, почему Горбачев тогда ответил, что, если примет такое предложение, в Москве его сочтут сумасшедшим. Однако этот обмен мнениями произошел 21 год назад, сегодня же ситуация изменилась в двух отношениях. Что касается России, прекрасно известно, что никакая, даже самая серьезная космическая оборона не ставит под сомнение убедительность силы устрашения ядерного арсенала Москвы. Соединенные Штаты, со своей стороны, значительно ограничили амбициозность проекта, и теперь он только создает дополнительные трудности иранскому режиму.
К сожалению, само по себе развертывание этих систем в Польше и Чехии становится тем более неприемлемо для России, что военное электронное обеспечение, являющееся необходимым условием такого развертывания, неминуемо позволит проникать в российские системы коммуникации ядерных и обычных вооруженных сил, расположенных в радиусе 1500 км. Следовательно, только рейгановское предложение о сотрудничестве может разрешить сложившуюся дилемму. Оно вписывалось бы в рамки позитивных изменений, достигнутых после визита Кондолизы Райс в Москву в 2001 году, вскоре раскритикованных Дональдом Рамсфельдом с позиции непримиримости времен холодной войны. Безусловно, подобное сотрудничество влечет для России существенные технологические преимущества, но возможность привлечь Россию к борьбе с распространением ядерного оружия и попыткам повлиять на иранское правительство того стоит. Мы мечтаем о Франции, которая станет искусным посредником между Вашингтоном и Москвой.