В Триполи в результате жестоких столкновений в эти выходные погибли 30 человек
Военные сцены в Триполи. Второй город Ливана на крайнем севере страны вчера превратился в театр жесточайших боев между ливанской армией и боевиками "Фатх аль-Ислам", хорошо вооруженной исламистской группировки с базой в расположенном по соседству лагере палестинских беженцев Нахр аль-Баред.
Взрывы
В ночь с субботы на воскресенье ливанские силы безопасности атаковали дом, в котором находились члены группировки "Фатх аль-Ислам", подозреваемые в ограблении трипольских банков. Во второй половине дня трое боевиков еще оставались в зданиях в центре города. Армия неоднократно пыталась вытеснить их из убежища, но безуспешно - похоже, у боевиков были "пояса смертников".
Но самые ожесточенные бои развернулись в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Баред за городом. В четыре часа утра люди "Фатх аль-Ислам" напали на контрольно-пропускной пункт ливанской армии, охраняющий вход в лагерь, желая отомстить за полицейскую облаву. Ливанская армия, расположенная вокруг территории лагеря, сразу же начала бомбить позиции "Фатх аль-Ислам", не входя, тем не менее, в лагерь. Обстрел, в том числе из тяжелой артиллерии, продолжался весь день, а танковые войска стягивались к Триполи для подкрепления. В ходе чрезвычайно ожесточенных боев 30 человек погибли, из них 15 солдат, 14 исламистов и один мирный житель.
По информации источника из палестинского лагеря, несколько десятков раненых, среди которых большинство составляют мирные жители, оказались в западне и ожидают, когда их увезут, но машины скорой помощи не могут проникнуть в лагерь. Нахр аль-Баред, где живут 40 тыс. палестинцев - один из 12 лагерей палестинских беженцев в Ливане. Радикальные исламисты из "Фатх аль-Ислам" (по приблизительным оценкам, их около 200) заявили о себе в ноябре, к великому несчастью местного отделения "Фатха", официально представляющего интересы палестинцев. Эта группировка с салафистской идеологией чрезвычайно разнородна: в нее входят и бывшие члены "Фатх-интифады", палестинской группки сирийского подчинения, палестинские и ливанские исламисты-активисты - некоторые из них являются членами "Джунд аш-Шам", небольшой салафистской группировки, базирующейся в лагере палестинских беженцев Айн эль-Хелуе близ Саиды - и, наконец, арабские джихадисты, главным образом саудовские, вернувшиеся из Ирака или направляющиеся туда. Отрицая свои связи с "Аль-Каидой", глава "Фатх аль-Ислам" Шакер аль-Хабси не скрывает своих симпатий к идеологии бен Ладена.
Эта группка только и делает, что вызывает недоумение у наблюдателей - прежде всего, своим отсутствием конспирации, а также солидной оснащенностью оружием (в ее арсенале есть даже противотанковые гранатометы). Ливанское правительство обвиняет Сирию в облегчении создания этой группировки, цель которой - быть источником дестабилизации. Министр социальных вопросов Майла Моавад считает, что вчерашние бои вызваны проектом резолюции Совбеза ООН об учреждении международного трибунала для суда по делу об убийстве бывшего премьер-министра Рафика Харири, организацию которого нередко приписывают Дамаску.
"Фатх аль-Ислам" также обвиняют в совершении теракта, направленного против христиан, два месяца назад, но нет убедительных доказательств. Чрезвычайную тревогу вызывает присутствие экстремистов-суннитов в столь хрупком конфессиональном доме Ливана.
В состоянии боевой готовности
Миротворческие силы ООН на юге Ливана, размещенные здесь после войны между Израилем и "Хизбаллой" прошлым летом и насчитывающие более 10 тыс. "голубых касок" (среди них французы, испанцы, итальянцы и пр.), также приведены в состояние боевой готовности после того, как правая рука бен Ладена - Айман аз-Завахири - призвал к терактам против них.
Вчера лидер парламентского большинства Саад Харири призвал правительство принять "категорическое решение относительно этих террористических действий". Правительство, которое должно собраться сегодня, может потребовать, чтобы армия вошла в лагерь Нахр аль-Баред для разоружения "Фатх аль-Ислам". Это произойдет впервые после окончания гражданской войны в 1990 году, в которую в значительной степени были вовлечены палестинцы. По молчаливому соглашению, ливанская армия не входит на территорию лагерей палестинских беженцев.
В то время как вот уже два года, и особенно после войны лета 2006 года, все ливанские политические дебаты разворачиваются вокруг проблемы разоружения "Хизбаллы", "палестинский вопрос" вновь жесточайшим образом напомнил о себе ливанцам.