Штурман запаниковал, и пилот его послушался, что и стало роковой ошибкой. В кабине пилотов Ту-154, разбившегося под Смоленском, перед самым крушением разыгрывались драматичные сцены, пишет немецкий Der Spiegel.
В течение 40 дней российские и польские эксперты по кусочкам под лупой рассматривали фрагменты фюзеляжа авиалайнера президента Польши Леха Качиньского. Они до сих пор ищут причины катастрофы, унесшей жизни 96 человек, в том числе главы государства, его супруги, верхушки консервативной элиты страны и практически всего военного командования. "Поиск причин трагедии похож на составление сложного пазла", - отмечает автор статьи.
Сегодня эксперты могут с уверенностью сказать о том, что не могло привести к трагедии: на борту не было пожара, не было теракта, двигатель и приборы работали исправно. Однако по многим пунктам Москва и Варшава пока договориться не могут. Стала ли роковой неопытность пилотов, плохая оснащенность российского аэропорта, неблагоприятная погода или загадочные пассажиры, которых в кабине пилотов не должно было быть?
Как отмечает далее Беньямин Биддер, команда польского Ту-154 знала о плохих погодных условиях заранее - на момент полета им было предложена альтернативная посадка в аэропорту Минска или Москвы. "Но это бы означало, что высокая делегация опоздает на траурную церемонию к Катынскому мемориалу", - пишет автор, добавляя, что самолет начал снижение, что и привело, по мнению российских экспертов, к катастрофе. Оказавшись в тумане, летчики ориентировались по показаниям приборов - по данным российской стороны, незадолго до посадки капитан включил автопилот, запрограммировав его на снижение со скоростью 4 м/с. Положившись на мнение запаниковавшего штурмана, боявшегося пропустить взлетно-посадочную полосу, пилот принимает решение о резком снижении. Занявшись визуальным поиском земли, которой было не видно из-за тумана, команда не отреагировала ни на предупреждения авиадиспетчера, ни на сигналы системы TAWS, автоматически включившей в кабине аудиозапись с фразой "Pull up!" ("Тяни вверх"). Через несколько секунд самолет столкнется с вынырнувшей из-за тумана березой и разобьется, пишет автор.
"При этом неясно, какую роль могли сыграть один или несколько пассажиров, которые, по всей видимости, находились в непосредственной близости от пилотов", - продолжает издание. По словам главы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяны Адониной, один из голосов на аудиозаписи "черного ящика" идентифицирован. По некоторым данным, он принадлежал командующему польскими ВВС Анджею Бласику. С новой силой разгорелась дискуссия, мог ли Бласик или сам Качиньский вынудить пилотов, несмотря ни на что, совершить посадку.
Кроме того, по словам главы департамента расследований МАК Алексея Морозова, нелогичность действий пилотов можно объяснить их "недоученностью". Это признает и польская сторона, однако поляки указывают на то, что следствие еще не окончено и сваливать всю вину в катастрофе на летчиков рано.