Опасаясь усиления власти Путина и его кэгэбистских замашек, две основные российские партии прозападной ориентации в июне этого года возвестили о своем намерении создать альянс, своего рода объединенный фронт, считая это единственным способом борьбы с отклонением от курса реформ в духе западной демократии.
Сейчас, пять месяцев спустя, они все еще пререкаются друг с другом, споря о том, на каких условиях следует объединяться. Глава либеральной партии "Яблоко" Григорий Явлинский говорит, что он до сих пор сильно обеспокоен путинизмом, однако исключает возможность какого бы то ни было объединения со своими естественными идеологическими союзниками из ?Союза правых сил?(СПС).
"Этого никогда не будет, - говорит Явлинский. - У нас разногласия по экономическим и политическим вопросам, а также по персоналиям".
Неспособность либералов создать альянс на руку президенту Путину, который ловко разделил левых и правых, чтобы править страной так, как он хочет. К примеру, на парламентских выборах в прошлом году государственное телевидение разделало в пух и прах основную центристскую партию "Отечество-Вся Россия", заменив ее кремлевским детищем под названием "Единство", чьей главной задачей является выражение своего почтения Кремлю. Тем временем Путин приручил коммунистов, предоставив им ряд лучших мест в парламенте, и заручился поддержкой некоторых либералов, позволив им непосредственно заниматься экономической политикой.
Двум чиновникам, поддерживающим тесные контакты с либеральным СПС - Алексею Кудрину и Герману Грефу - разрешили заняться разработкой экономической политики Кремля. Лидера СПС Анатолия Чубайса окружение Путина усиленно рекламирует как ближайшего экономического советника президента. "Им дали ключевые посты для руководства экономикой, - говорит глава московского Карнеги-центра Алан Руссо. - В результате они не так сильно критикуют Путина, как могли бы, сложись ситуация с точностью до наоборот".
Беспорядок в рядах оппозиционных партий позволил Путину летом этого года протащить через уступчивый парламент долгожданные законы о бюджете и налоговой реформе. Однако этот прогресс в деле либеральных реформ, который приветствуют западные правительства и кредиторы, такие как МВФ, дорого обходится россиянам прозападной ориентации: Путин не потерпит либералов, которые слишком много говорят о правах человека. Дебаты по таким важным вопросам, как нападки Кремля на СМИ и жестокая война в Чечне, стараются приглушить.
То, что некоторые рыночники очень хорошо себя чувствуют в команде Путина, вызывает глубокое возмущение у других традиционных либералов. Явлинский и его "Яблоко" особенно дорого заплатили за то, что стали в оппозицию Путину. В ходе парламентской предвыборной кампании в прошлом году рейтинг Явлинского стремительно упал после того, как он решительно выступил против войны в Чечне и призвал к переговорам с лидерами повстанцев. Одним из тех, кто обрушился с нападками на Явлинского, был Чубайс, поддержавший войну и назвавший Явлинского предателем. В качестве благодарности за поддержку со стороны Чубайса на государственном телевидении появились благожелательные репортажи о СПС - в результате на выборах он получил неожиданно большое количество голосов.
Те же самые телеканалы облили грязью "Яблоко" Явлинского, назвав его орудием в руках евреев, иностранцев и гомосексуалистов. На президентских выборах Явлинский занял третье место, далеко отстав от своих главных соперников. Его партия чуть не оказалась за бортом Государственной Думы, едва набрав необходимые для этого 5% голосов.
Лидер СПС Борис Немцов признает, что после выборов отношения между Явлинским и Чубайсом по-прежнему остаются напряженными. Однако он полагает, что оба лидера понимают - без объединения у их партий нет будущего. СПС и "Яблоко" уже начали выдвигать единых кандидатов на губернаторских выборах в регионах. Результаты пока можно назвать неоднозначными. По его словам, он надеется, что в будущем году партии могут прийти к соглашению о выдвижении единого списка кандидатов на парламентских выборах 2003 года, а также общего кандидата на президентских выборах 2004 года.
"Думаю, что все понимают: в одиночку становится все труднее довести свою точку зрения до российских избирателей, - подчеркнул он. - Единственный путь выживания - это укрепление нашей организации путем объединения".
Явлинский настроен более скептически и предполагает, что Кремль постарается вбить клин между партиями. В последнее время Кремль усилил контроль над двумя российскими государственными телеканалами и использует финансовые и правовые рычаги для оказания давления на "Медиа-МОСТ", которому принадлежит единственный независимый телеканал НТВ. По словам Явлинского, на предстоящих выборах Кремль сможет приобрести много союзников среди либералов, лестно освещая их деятельность на телевидении и одновременно обрушиваясь с нападками на тех, кто менее уступчив. На последних выборах члены СПС из практических соображений приняли решение поддержать Кремль. "На следующих выборах они могут сделать то же самое", - считает Явлинский.
Сейчас, согласно заявлению Явлинского, он в целом одобряет шаги Путина в экономической области. В начале этого года он приветствовал ратификацию парламентом долгожданной реформы налогового кодекса и принятие реалистичного бюджета - это удалось сделать с помощью прокремлевского "Единства".
По словам Явлинского, вся проблема в приоритетах. "Есть определенные люди, которые думают, что самое главное - это экономический рост, и мы можем сконцентрироваться лишь на нем, - говорит он. - Я не готов пожертвовать свободой ради экономического успеха. Мы не может допустить такую замену".