Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 ноября 2001 г.

Терри Маклистер | The Guardian

Россия демонстрирует мускулы нефтяному картелю

В годы Холодной войны Москва торговалась, размахивая ядерными ракетами и Красной армией. Вчера Кремль обменял огневую мощь на топливо, воспользовавшись своим важным положением на рынке нефти, чтобы бросить вызов картелю ОПЕК.

В обычной ситуации встреча министров энергетики России и Мексики не вызвала бы практически никакого интереса на финансовых рынках. Нынешнюю ситуацию нормальной назвать нельзя, мировая экономика сползает в рецессию, спрос на энергоносители падает, цена на нефть опустились ниже 17 долларов за баррель.

До сих пор искушенные в дипломатии российские нефтяные руководители отрицали утверждения о том, что они хотят составить ОПЕК конкуренцию, но мало кого ввели в заблуждение слова министра энергетики: Игорь Юсуфов предложил создать "ассоциацию неформального обмена информацией" тех стран, которые не входят в картель (ОПЕК состоит из 11 стран).

Низкие темпы мирового экономического роста и агрессивное поведение России создали самую страшную для ОПЕК угрозу за всю историю картеля. России это безразлично.

Россия, второй мировой экспортер, добывающий свыше 7 млн. баррелей нефти в день, ведет словесную войну с Саудовской Аравией, крупнейшим экспортером, на котором держится ОПЕК, с тех пор, как стало понятно, что картель не способен в одиночку удержать цены на уровне 22-28 долларов за баррель. Саудовская Аравия требует, чтобы Россия резко сократила объемы добычи, но Москва предложила лишь символическую помощь. Кувейт, союзник Саудовской Аравии по ОПЕК, предупредил, что если Россия не ограничит производство, цены могут рухнуть ниже 10 долларов.

Вашингтон косвенно поддерживает ястребиную позицию Москвы. Во-первых, США после сентябрьских терактов все больше беспокоит зависимость от ближневосточной нефти. Во-вторых, низкая цена нефти позволяет сократить издержки бизнеса и ускорить восстановление экономики. Признаком одобрения со стороны Белого дома можно считать, то, что на прошлой неделе с Владимиром Путиным обошлись с очень большим уважением в Америке в знак благодарности за помощь России в борьбе с Усамой бен Ладеном.

Корпоративный мир тоже получает выгоду. Недавно "ExxonMobil" объявил, что начинает реализацию проекта по разработке нефтяных месторождений на Дальнем Востоке России, "Сахалин-1". Америка готова дружить с бывшим врагом по Холодной войне, делающим огромные шаги в сфере построения стабильного гражданского общества.

Попросту говоря, Россия начала чувствовать себя лучше после потерянных девяностых годов. Троекратное повышение цены на нефть ($10 в начале 1999 года, свыше $30 в мае 2000 года) не было выгодно Западу, но в России оно привело к быстрым темпам роста, повышению уровня доходов населения, положительному сальдо торгового баланса, первому профициту бюджета со времен падения коммунизма. Свобода прессы - вряд ли приоритет Путина, но те времена, когда местные промышленники регулярно устраивали на улицах перестрелки, прошли. Бывший шпион КГБ укрепил безопасность, и благосостояние начало распространяться от нескольких баронов-грабителей к растущему среднему классу.

Внешний долг страны - $140 млрд. Средняя зарплата - $115, но в России появился оптимизм, связанный с относительными экономическими успехами и политической стабильностью.

"После банкротства 1998 года и неприятных политических ошибок Бориса Ельцина, при Путине Россия начала верить в себя и гордиться собой", - считает Стивен О'Салливан, глава исследовательского отдела московской "Объединенной Финансовой Группы". На его взгляд, не удивительно, что в этом году фондовый рынок вырос на 50%, в то время как на Западе котировки акций падают.

Нигде эта новая уверенность не проявилась так ярко, как в перебранке Большого медведя и Большого картеля.

Есть и другие признаки уверенности российских корпораций. "ЮКОС" купил "Квэрнер", одну из самых респектабельных нефтяных сервисных компаний мира. "Сибнефть" создает управляющую компанию в Лондоне. "ЮКОС" бьется с местным конкурентом "ЛУКойлом" за контроль над греческой "Хелленик Петролеум". Обе российские компании уже обладают активами в бывших советских государствах, например, Азербайджане, и восточно-европейских странах, таких как Румыния и Болгария.

Есть за что бороться.

Вчера был сделан еще один шаг по реализации успешного плана спасения "Квэрнер", предложенного "ЮКОСом". Англо-норвежская инженерная группа сообщила, что схема была одобрена на встрече восьми держателей облигаций. Кроме того, "ЮКОС" договорился о продаже двух дочерних предприятий "Квэрнер", где работают сотни граждан Великобритании.

"Альфа Групп", владеющая акциями в нефтяном, сырьевом и банковском секторах, готовится купить часть бывшей империи бежавшего из США Марка Рича. Металлургическая группа "Норильский Никель" собирается в течение пяти лет перевести за рубеж 20% своих активов. Лондон привлекает россиян. Олигарх Роман Абрамович вместе с состоятельными друзьями создал компанию "Millhouse Capital". Абрамович контролирует пятую крупнейшую российскую нефтяную компанию "Сибнефть", владеет акциями "Аэрофлота" и автомобилестроительных предприятий.

России есть за что бороться и есть что терять в случае обвала цен на нефть. Цены начали снижаться в результате падения спроса после 11 сентября и глобального экономического спада. ОПЕК пытается остановить спад. Члены картеля договорились сократить объемы добычи на 1,5 млн. баррелей в день.

Основные ближневосточные производители отложили эти меры до января. Сокращение будет сделано в том случае, если остальные страны снизят объемы добычи на 500 000 баррелей. Пока Россия согласилась только на 30 000 баррелей в день. Однако страна планировала в следующем году увеличить объемы производства на 500 000 баррелей в день. Если Россия перестанет повышать добычу, это, по сути, будет сокращением на 530 000 баррелей в день.

Как и предполагалось, после переговоров между Россией и Мексикой - которая не входит в ОПЕК, но поддерживает с картелем хорошие отношения - не было дано обещания сократить производство более серьезно. На вопрос о том, дал ли Юсуфов более благоприятное обещание ОПЕК, осведомленный источник ответил: "конечно, нет".

Саудовская Аравия рассчитывает на то, что в России выше производственные издержки ($10-$12 на баррель, в то время как на Ближнем Востоке - $3), и что, в конце концов, Москва отступит первой.

О'Салливан в этом не уверен. По его словам, резкое сокращение производства считается большей неприятностью, чем ценовая война. "Один из выходов из этой ситуации для России - сказать, что она сократит объемы добычи, но не делать этого. ОПЕК согласится на этот метод психологического воздействия на рынок", - сказал он, заметив, что часть из нынешних проблем связана с тем, что члены картеля тайком превышают свои квоты.

Скорее всего, какое-то соглашение все же будет заключено. Россия тоже не может позволить себе цены ниже $10 за баррель, поэтому предполагается, что Путин попытается стабилизировать цены на уровне чуть ниже $20. Но Россия - это Россия, поэтому вероятно Кремль сначала заставит ОПЕК немного попотеть.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru