Экономические и экологические последствия этого кораблекрушения будут очень тяжелыми. Когда 13 лет назад у берегов Аляски пролилась нефть из танкера Exxon Valdez, все обвиняли в произошедшем фрахтовщика. Тогда американский гигант Exxon взял на себя всю ответственность. Стоимость работ по очистке побережья и размер компенсаций составили 2,5 млрд долларов. Через 10 лет аналогичный случай произошел с французской группой TotalFinaElf, когда мальтийский танкер Erika затонул у побережья Бретани. Сегодня в центре скандала оказалась Crown Resources AG, фрахтователь "Престижа", - загадочная швейцарская фирма с российскими капиталами.
Штаб-квартира этой фирмы находится на авеню Gare de Zoug с тех самых пор, как ее владелец, российский холдинг "Альфа-групп", поручил ей 30 июня 2000 года курировать деятельность компании Crown Trade and Financial Limited, зарегистрированной на Гибралтаре. Она, в свою очередь, в 1997 году стала преемницей Crown Trade Finance Inc, зарегистрированной на Виргинских островах. В сентябре 2000 года Crown взяла под свой контроль британскую сервисную компанию Crown Commodities Ltd, атмосфера и налоговое законодательство Цуга, как кажется, вполне устраивали русских, которые доверили своей швейцарской фирме заботу о деятельности, связанной с международной торговлей, прежде всего с нефтепродуктами.
Известны лишь постоянно меняющиеся адреса Crown. Так же как и постоянно меняющееся руководство: 25 июля Crown объявила о том, что на смену Эллиоту Шпицу, ушедшему в отставку по "причинам личного характера", пришел Стивен Рудофски, бывший руководитель самой известной в Цуге компании Marc Rich. Crown по странному стечению обстоятельств была готова купить Marc Rich Investments весной 2001 года, но сделка сорвалась в последний момент. По мнению некоторых, из-за разногласий по цене или по причине происхождения фондов Crown.
Происхождение капиталов Crown, связи между материнской компанией "Альфа-групп", огромным холдингом (стоимость холдинга оценивается в 8 миллиардов долларов), который возглавляет Михаил Фридман, действующим в нефтяной, банковской сфере и в сфере телекоммуникаций, и Кремлем, а также деятельность компании, зарегистрированной в Цуге, являются вопросами, на которые нельзя найти ответы. Название Crown звучало, когда шла речь об обмене иракской нефти на продовольствие, когда президент Венесуэлы Уго Чавес пытался получить от Каддафи заем в размере 5 млрд долларов, или когда возник вопрос о переговорах между Кубой, Венесуэлой и Ливией о модернизации кубинского нефтеперерабатывающего комбината Cienfuegos, построенного русскими.
И вот сегодня, эта крайне таинственная швейцарская компания вновь оказалась на авансцене, в роли основного фрахтователя танкера "Престиж". Значит ли это, что именно она должна платить по счетам за катастрофу у побережья Галисии? Но ничего нельзя утверждать наверняка: Crown не обладает таким же авторитетом, как Exxon или TotalFinaElf, она не заинтересована в такой же степени, как они, в том, чтобы брать на себя ответственность за произошедшее. "В подобного рода деле очень трудно определить, кто виновник". Таково мнение Ме Карло Ломбардини, специалиста в области международного права, который готовится к очень долгой процедуре (10 лет?), поскольку круг несущих ответственность может быть достаточно широк.