Недавние визиты российского президента Владимира Путина в Германию, Турцию и Южную Корею, где он участвовал в форуме АТЭС, были пронизаны одной темой: продвижением экспорта государственных и дружественных Кремлю энергетических компаний. Чем ближе конец президентского срока Путина, тем больше он напоминает помазанного на царство энергетического властителя, каковым он останется надолго после ухода.
Контролируемый государством энергетический гигант "Газпром", чьи резервы в нефтяном эквиваленте занимают третье место в мире, после Саудовской Аравии и Ирана, и превышают резервы Ирака и Кувейта, а производство, с учетом недавней покупки нефтяного гиганта "Сибнефть", эквивалентно 10,3 млн баррелей нефти в день, расширяется очень интенсивно. С учетом продвижения Дмитрия Медведева, доверенного союзника и, что не менее важно, председателя совета директоров "Газпрома", на пост вице-премьера, все указывает на то, что Путин намерен сохранить тесную связь с компанией, а возможно, даже возглавить ее, после ухода с поста президента в 2008 году.
Внутренние и международные задачи "Газпрома", несомненно, по велению Путина, включают в себя три стратегических элемента. Во-первых, обеспечить России заметную роль в мировой политике за счет рыночных сил, а не военной мощи, а может быть, даже ее положение в мире в контексте ВВП. Во-вторых, обеспечить за счет доходов "Газпрома" (и других государственных и дружественных Кремлю компаний) устойчивый экономический рост и излишки федерального бюджета, чтобы сохранить повышение доходов на душу населения и нынешний потребительский бум. В-третьих, интегрировать российские компании, особенно государственные, в мировую экономику.
Взамен иностранные компании, обладающие техническими знаниями, которых у "Газпрома" в настоящее время нет, получат миноритарные пакеты акций в разработке проектов и управлении ими. Предпочтение отдадут миноритарным партнерам, способным доставить газ или нефтепродукты на рынок благодаря наличию у них опыта и технологии сжижения газа. "Газпром" будет готов обменять долю в проектах на усиление своего участия в продаже продуктов компании на зарубежных рынках. "Газпром" продемонстрировал свою готовность делить расходы и прибыли с зарубежными партнерами.
Два недавних визита Путина, в октябре в Германию и на прошлой неделе в Турцию, стали демонстрацией зарубежной составляющей задач "Газпрома" и той роли, которую государственная нефтяная компания "Роснефть" играет в энергетической стратегии Кремля.
Северо-Европейский газопровод, соглашение о котором "Газпром" подписал с немецкой компанией BASF, послужит причиной создания совместного предприятия по строительству трубопровода протяженностью 1187 километров по дну Балтийского моря. Строительство трубопровода, который соединит российский порт Выборг с немецким Грейфсвальдом, предполагается начать уже в этом году. Доля компании BASF в совместном предприятии составит 49%, она будет финансировать строительство. "Газпром" оплатит свою часть расходов газовыми поставками. Планируется, что трубопровод будет доставлять 20 млрд кубометров газа в год в ряд стран Западной Европы.
Визитом Путина в Турцию ознаменовалось открытие газопровода "Голубой поток". Компания "Голубой поток", равное партнерство между ENI и "Газпромом", была создана для эксплуатации трубопровода, соединяющего две страны, разделенные Черным морем. Соглашение, подписанное в 1998 году, стало предвестником нынешних методов "Газпрома". Трубопровод состоит из трех частей. Трасса протяженностью 222 мили идет по территории России, от Изобильного до Дзюгбы; участок протяженностью 235 миль соединяет Джугбу с Самсуном, находящимся на побережье Турции, и идет по дну Черного моря; далее 300-мильная трасса соединяет Самсун с Анкарой. Стоимость трубопровода составляет 3,4 млрд долларов. При полной загрузке, которой он достигнет к концу десятилетия, 16 млрд кубометров газа в год будет поступать из России в Турцию и, возможно, в третьи страны.
Нынешняя поездка российского президента в Южную Корею была связана не с подписанием соглашения о строительстве трубопровода, а с обсуждением прогресса, точнее - его отсутствия, в том, что касается Восточного нефтепровода.
В настоящее время Китай обеспечивает импортом примерно половину своей потребности в нефти. В прошлом году потребление выросло на 15% и, по оценкам, в нынешнем году увеличится еще на 9%. К 2025 году потребности Китая в импорте, как ожидается, достигнут 14,2 млн баррелей в день, и львиная доля будет поставляться по трубопроводам, а не по железной дороге, как сейчас.
Половина потребностей Японии обеспечивается за счет импорта нефти, и 87,9% импортируется с нестабильного Ближнего Востока. Полагают, что, если Россия будет ежедневно экспортировать 1 млн баррелей, как планирует Япония, зависимость Японии от ближневосточной нефти уменьшится до 65%.
Восточный нефтепровод является компромиссом, частично удовлетворяющим энергетические нужды и Китая, и Японии. На первом этапе он должен транспортировать 600 тыс. баррелей нефти в день на расстояние в 2 тыс. километров, на 70 км вглубь китайской территории. 400 тыс. баррелей будут затем направляться в китайскую ветку, а 200 тыс. баррелей - транспортироваться по железной дороге на тихоокеанское побережье для доставки в Японию. Полагают, что российским поставщиком станет "Роснефть". На втором этапе, который предполагается завершить к 2010 году, пропускная способность нефтепровода увеличится до 1,6 млн баррелей в день, а нефтепровод протянется еще на 2 тыс. километров, до тихоокеанского побережья. Завершается работа над планами, в ходе которой определятся сроки строительства.
Компромисс является результатом экономических и политических дискуссий. По сообщениям, Япония обещает вложить в нефтепровод 14 млрд долларов, а также инвестировать 8 млрд долларов в газовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и сделать крупные инвестиции в разработку неосвоенных российских месторождений. Кремль озабочен тем, чтобы Китай не стал единственным импортером нефти, транспортируемой по этому трубопроводу.
"Газпром" и российские нефтяные компании на марше, идут даже предварительные дискуссии о строительстве мурманского терминала для поставок сжиженного газа в США. США заинтересованы в альтернативных источниках энергии. Запасы шельфа Штокман, по оценкам, составляют 3,2 трлн кубометров газа и 31 млн тонн газового конденсата. Шельф может обеспечить крупные поставки сжиженного газа в США на протяжении 50 лет.
Все вышеупомянутые трубопроводы, за исключением "Голубого потока", являются компонентами путинской стратегии по превращению России в крупного мирового игрока. Учитывая его интерес к расширению энергетического влияния России, правомерен вопрос о том, кем он запомнится: одним из президентов России или энергетическим царем, который на протяжении десятилетий контролировал огромные нефтегазовые резервы, производство и экспортные трассы?