На первый взгляд это дело казалось простым и понятным. 5 июня 1968 года Роберт Кеннеди выиграл первичные выборы Демократической партии в Калифорнии и должен был стать соперником Ричарда Никсона на президентских выборах. После полуночи, произнеся победную речь в отеле Ambassador в Лос-Анджелесе, он обменивался рукопожатиями с поварами в кухонных помещениях отеля, когда из-за стоявшего стеллажа с подносами вышел 24-летний палестинец Сирхан Сирхан. С "болезненной, злобной улыбкой" на лице он открыл по Кеннеди стрельбу из восьмизарядного револьвера.
Кеннеди умирал на полу коридора, а Сирхан был арестован и объявлен убийцей-одиночкой. Указание на мотив было обнаружено в кармане его рубашки (вырезка из газеты о планах Кеннеди продать Израилю бомбардировщики), а записные книжки, обнаруженные у него дома, казалось, изобличали его. Однако, судя по результатам вскрытия, выстрелы, убившие Кеннеди, не могли быть произведены Сирханом. По показаниям свидетелей, Сирхан стрелял, находясь в нескольких футах перед Кеннеди, а смертельная пуля вошла в его тело сзади с расстояния в дюйм. В коридоре было обнаружено больше пулевых отверстий, чем могло появиться в результате стрельбы Сирхана. Это заставляет предположить, что в убийстве принимал участие второй человек.
В его записных книжках было обнаружено множество странных записей, напоминающих "автоматическое письмо": "RFK (Роберт Фрэнсис Кеннеди. - Прим. ред.) должен умереть RFK нужно убить - Роберта Кеннеди нужно убить до 5 июня 68". Даже под гипнозом он не смог вспомнить, как стрелял в Кеннеди. Он вспомнил только, что "его привела в какое-то темное помещение девушка, ей хотелось кофе", а потом его схватила разъяренная толпа. Психиатр - эксперт со стороны защиты сделал вывод, что в момент стрельбы Сирхан находился в состоянии транса, и предположил, что его могли запрограммировать на убийство с помощью гипноза.
Три год назад я начал писать сценарий к фильму об убийстве Роберта Кеннеди и впервые наткнулся на упоминание второго стрелявшего и версию о "манчьжурском кандидате" (так после одноименного фильма стали называть убийц, подвергнутых зомбированию). Расследуя это дело, я обнаружил новые кинокадры и фотографии, доказывающие, что к убийству причастны три высокопоставленных работника ЦРУ. Я не поверил официальному заключению, будто Сирхан действовал в одиночку, и начал копать, все глубже погружаясь в жуткое расследование, где мои пути пересеклись с Дэвидом Санчесом Моралесом, вселяющим страх индейцем-якви.
Моралес был легендарной фигурой тайных операций ЦРУ. Как сказал его ближайший товарищ Том Клайнс, если Моралес шел по улице одной из латиноамериканских столиц, то это значило, что скоро там произойдет переворот. Когда на встрече с друзьями в 1973 году гости засиделись допоздна и разговор зашел о Кеннеди, Моралес разразился смехом, а затем выдал монолог, который заканчивался следующими словами: "Я был в Далласе, когда мы достали сукиного сына. И я был в Лос-Анджелесе, когда достали маленького ублюдка". Отсюда началась моя одиссея с погружением в мир шпионов 1960-х годов, в мир тайн, окружающих гибель Бобби Кеннеди.
Имея на руках фотографию Моралеса, сделанную на Кубе в 1959 году, я стал просматривать все изображения, связанные с убийством, в надежде обнаружить человека, которого кубинцы звали Эль Гордо - Толстый. Спустя пятнадцать минут я его увидел: он стоял в дальнем конце зала в тот момент, когда речь Кеннеди уже закончилась, но выстрелы еще не прозвучали. Спустя полчаса он был замечен вновь, когда бродил по темному залу, с ним был человек с маленькими усиками, который что-то записывал.
Я начал подбираться к Моралесу через Брэдли Аерса, капитана американской армии в отставке, прикомандированного в 1963 году к JM-Wave - базе ЦРУ в Майями. Там он работал вместе с начальником оперативного управления Моралесом. Тот тренировал кубинских эмигрантов для ведения диверсионных действий против Кастро. Я узнал, что Аерс живет в небольшом городке в Висконсине, и послал ему по электронной почте фотографии Моралеса и другого мужчины, который показался мне подозрительными. Этот человек был снят в момент, когда он входил зал со стороны кухонных помещений спустя несколько секунд после выстрелов, прижимая к себе небольшой контейнер. Какой-то латиноамериканец вел его к выходу.
Аерс ответил мгновенно. Он был на 95% уверен, что первый человек - это Моралес, а второй - Гордон Кемпбелл, работавший с Моралесом на базе JM-Wave в 1963 году. Кемпбелл был оперативником и начальником Аерса незадолго до убийства Джона Кеннеди.
Я отложил документы и вылетел в США, чтобы опросить главных свидетелей для документального фильма об этой истории. В личной беседе Аерс положительно отозвался о Моралесе и Кемпбелле, а также познакомил меня с наемником Дэвидом Рэберном, который участвовал в высадке в заливе Свиней в 1961 году, а ту ночь был в отеле Ambassador. Он не был знаком с Моралесом и Кемпбеллом, но видел, как они разговаривали в фойе перед убийством. Тогда он подумал, что они из охраны Кеннеди. Кроме того, он видел Кемпбелла в полицейских участках три или четыре раза в течение года, предшествовавшего убийству Кеннеди.
Это было странно. ЦРУ не имеет юрисдикции внутри страны, а Моралес в 1968 году служил в Лаосе. В то время кандидаты в президенты не имели в своей охране представителей спецслужб. Кеннеди охранял олимпийский чемпион по десятиборью Рафер Джонсон и футболист Роси Греер - они не могли стать помехой для команды профессиональных убийц.
Просматривая микрофильм с уголовным делом, я обнаружил новые фотографии Кемпбелла и третьего человека - они находились в отеле за несколько часов до убийства. Этот человек выглядел похожим на грека, и я заподозрил, что это может быть Георгий Иоанидес, возглавлявший управление по психологической войне на базе JM-Wave. Иоанидес был отозван из отставки в 1978 году для работы в комиссии палаты представителей по расследованию убийства - речь идет о расследовании гибели Джона Кеннеди.
Эд Лопес, ныне уважаемый правовед в Корнельском университете, был близко знаком с Иоанидесом, когда, будучи молодым студентом-юристом, работал в этой комиссии. Мы навестили его и продемонстрировали фотографию. Он на 99% уверен, что это Иоанидес. Когда я сообщил ему, где был сделан снимок, он не удивился: "Если эти люди решали, что вы им не нравитесь, они начинали действовать".
Мы отправились в Вашингтон на встречу с Уэйном Смитом, сотрудником Госдепартамента с 25-летним стажем, который близко познакомился с Моралесом в американском посольстве в Гаване в 1959-1960 годах. Когда мы показали ему снимки, сделанные в зале, он ответил сразу же: "Это он, это Моралес". Он вспомнил, как на коктейле в Буэнос-Айресе в 1975 году Моралес сказал, что Кеннеди получил то, на что напрашивался. Существует ли другое объяснение его присутствию в отеле? Быть может, он обеспечивал безопасность Кеннеди? У Смита такое предположение вызывает смех. По его словам, Моралес - последний, кто захотел бы защищать Бобби Кеннеди. Он ненавидел всю семью Кеннеди, объясняя провал (антикастровской) операции в заливе Свиней в 1961 году недостаточной поддержкой с воздуха.
Мы встретились с Клайнсом в номере отеля недалеко от штаб-квартиры ЦРУ. Он не захотел предстать перед камерой и пришел не один, чем слегка нас обескуражил. Клайнс вспоминает "Дейва" с теплотой. Человек на пленке похож на Моралеса, но это не он, говорит Клайнс: "Этот более худой, и Моралес ходил больше сгорбившись, опустив голову". Хотя мне кажется, что человек на кинопленке идет именно сгорбившись и опустив голову.
Клайнс говорит, что был знаком с Иоанидесом и Кемпбеллом и что на пленке также не они. Но он точно помнит, что Аерс в свою бытность на базе приносил змей, которыми пугал секретарш. Упоминание о том, что Смит опознал Моралеса, его смутило. Он не отзывался плохо о нашем расследовании и назвал имена тех, кто мог бы нам помочь. Один опытный журналист предупредил нас, что Клайнс "напустит туману", но мне показалось, что он верит собственным словам.
Уезжая из Лос-Анджелеса, я сказал женщине из иммиграционной службы, что мы занимаемся историей Бобби Кеннеди. Да, она видела рекламу нового фильма Эмилио Эстевеса об этом убийстве, он называется "Бобби". "Кто, по-вашему, это сделал? Я думаю, что мафия", - сказала она прежде, чем я успел ответить на вопрос.
"Я уверен, что это был не один человек", - сказал я сдержанно.
Моралес умер от инфаркта в 1978 году, не успев предстать перед комиссией палаты представителей. Иоанидес скончался в 1990. Кемпбелл, возможно, жив до сих пор, тогда ему немногим за 80. Учитывая собранные нами доказательства, ЦРУ и полиция Лос-Анджелеса должны объяснить, что эти три человека делали в отеле. Лопес считает, что ЦРУ следует включиться в дело и опросить всех, кто был с ними знаком, а также ответить, работали ли они по заданию ЦРУ, а если нет, то почему они находились в отеле в ту ночь.
Сегодня Роберту Кеннеди исполнился бы 81 год. Наш мир нуждается в способном к состраданию лидере, каким был этот человек. Если за его убийством стояли некие темные силы, то это необходимо расследовать.
Репортаж о расследовании Шейна О'Салливана будет показан на канале BBC-2 в программе Newsnight сегодня вечером