В Риме русский православный храм святой Екатерины, открытый в прошлом году на холме Джинаколо, соперничает по высоте с базиликой святого Петра, возвышающейся в нескольких сотнях метров от нее. В Бари городской совет обещал президенту Владимиру Путину вернуть русскую церковь святого Николая. Из Венеции митрополит Геннадий Зервос ведет переговоры с итальянским правительством: очень скоро и православные греки, живущие в Италии, смогут воспользоваться так называемым механизмом "8 на тысячу" (отчисления различным церквам на установленные законом нужды от частных поступлений в государственный бюджет). Повсюду появляются многочисленные епархии и приходы, что связано с массовой эмиграцией из Центральной и Восточной Европы.
Поглощенная противостоянием с мусульманами (приверженцев ислама в нашей стране уже 1,2 миллиона), итальянская Католическая церковь, по-видимому, не ощущает вызова, который ей бросили православные братья: согласно данным, предоставленным в последнем досье Caritas/Migrantes по иммиграции, православных в Италии уже почти миллион. "Их присутствие в Италии имеет давние исторические корни, но в последние годы оно достигло невиданных масштабов, к которым общественное мнение, как кажется, не готово", - отмечает историк Роберто Мороццо Делла Рокка. Только лишь в 2006 году православных стало на 259 тысяч больше - это следствие мощного потока эмиграции из Румынии и с Украины. При таком темпе роста иммигрантов-православных станет в ближайшие годы больше, чем мусульман, православная община в Италии станет второй по численности после католиков. На полмиллиона иностранных учащихся в итальянских школах приходится 117 тысяч православных, а число смешанных браков постоянно увеличивается.
"Впервые Католической итальянской церкви приходится учиться экуменическому диалогу с весьма многочисленным некатолическим христианским меньшинством", - говорит монсеньор Марко Гнави, директор Управления по вопросам экуменизма Римской епархии. Кроме того, православный мир завораживающее действует на католиков: существование женатых священников и возможность для разведенных вновь вступать в церковный брак стимулируют интерес католиков к православному миру.
Отношения с православными христианами будут в центре внимания заседания коллегии кардиналов, которую Бенедикт XVI созывает 23 ноября. А тем временем опубликован документ о "коллегиальности и полномочиях в Церкви", принятый Международной комиссией по диалогу между двумя христианскими конфессиями.
В Италии православные уже формируют капиллярную сеть по всей территории в тесном контакте со своими национальными церквами. Греко-православная церковь взяла под свою опеку монументальный комплекс святого Георгия в Венеции. Представители РПЦ сформировали 33 общины, плюс три прихода (в их числе и храм святой Екатерины в Риме), которые непосредственно подчиняются Московскому патриарху Алексию II. Румынские православные подчиняются епископу Силуану Спану, который постоянно пребывает в провинции Масса, и по всей Италии насчитывается более 70 приходов православных румын. 200 тысяч украинцев являются приверженцами Греко-католической церкви, Украинской православной церкви Московского патриархата и Украинской униатской церкви. Православные сербы тяготеют к Триесту, их возглавляет епископ Лука Ковачевич, резиденция которого находится в Париже. Болгары вместе с епископом Тихоном Ивановым находятся в Риме.
Помимо этих церквей, в Италии есть представители древних восточных церквей: сирийцы, эфиопы, эритрейцы, египетские копты, армяне. Иными словами, скопление народностей, языков и литургий: это еще плохо организованные общины, но настроенные на усиление своего присутствия. Даже патриарх Константинопольский Варфоломей I гордится тем, что в его биографии есть строка: учеба в Риме, в Папском восточном институте.