В сегодняшнем номере газеты Corriere della Sera в разделе "Письма читателей" Серджио Романо, ведущий рубрики, отвечает на два письма, которые на первый взгляд могут показаться разными по тематике, но в действительности в них затрагивается одна проблема: политика США на Кавказе.
Первый читатель, рассуждая о выборах, которые недавно прошли в Азербайджане, на которых с 90% голосов одержал победу Ильхам Алиев и которые бойкотировались оппозицией, задает вопрос о том, почему администрация США выразила удовлетворение по поводу исхода голосования. Разве справедливо поддерживать авторитарный режим лишь потому, что он является стратегически полезным? "Как мы, европейцы, можем доверять Америке, которая поддерживает такого рода демократию".
Второй читатель интересуется ситуацией в маленькой Армении, в которой он побывал еще во времена Советского Союза. Ему нравится эта тихая меланхоличная кавказская республика. В ней начали происходить изменения: недавно в связи с проведением квалификационного футбольного матча впервые за многие годы была открыта граница с Турцией. В настоящее время готовится к подписанию трехстороннее соглашение с Азербайджаном и Россией по поводу Нагорного Карабаха.
Серджио Романо, известный итальянский историк, дипломат, политобозреватель, публицист, говорит, что оба эти письма касаются Азербайджана и его отношений с великими державами. По его мнению, безразличие, с которым администрация Буша наблюдала за избирательными методами, применяемыми в Азербайджане, может удивить только тех, кто действительно поверил в тревогу Буша за демократическое будущее Грузии и других кавказских республик. По причине нефтяных и стратегических интересов Соединенные Штаты просто хотят распространить свое влияние на Кавказе. Соединенным Штатам требуется "питомец", и они обрели его в лице слишком непредсказуемого и капризного Саакашвили. Но истинным нефтяным центром на Кавказе является Баку, столица Азербайджана - производителя нефти. Именно там берет начало нефтепровод, проходящий по территории Грузии, по которому нефть по дну Черного моря будет поступать в турецкий порт Джейхан. Именно поэтому вице-президент США Дик Чейни включил Баку в свое турне, в рамках которого он посетил Грузию и Украину. Он хотел заверить двух союзников в регионе, Украину и Грузию, в том, что Соединенные Штаты будут и впредь заниматься их будущим, и, самое главное, он хотел подтолкнуть Азербайджан к откровенно проамериканскому выбору.
Но соглашение, подписанное недавно в Москве по Нагорному Карабаху, явно свидетельствует о том, что Ильхам Алиев, сын генерала КГБ, основателя азербайджанской республики, вовсе не намерен вставать на чью-либо сторону. Переговоры по Нагорному Карабаху являются тому ярким доказательством. Серджио Романо напоминает, что этот горный район, населенный в основном армянами, был передан Азербайджану, чтобы польстить Турции, и причины такого решения не слишком отличаются от тех, что привели к включению в состав Грузии Южной Осетии и Абхазии. Сталин не хотел, чтобы республики были однородными по национальному составу, и предпочитал формировать смешанные сообщества, чтобы Москва могла играть роль арбитра.
Во время распада Советского Союза, в начале 90-х годов, Нагорный Карабах восстал против Баку и изгнал азербайджанское население со своей территории. Из-за войн в Сомали и на Балканах Соединенные Штаты и Европа практически не заметили этого кровопролитного конфликта. Переговоры по урегулированию спора начались в 1994 году с заключения перемирия с участием России, США и Франции. Сегодня договор благодаря российской стороне близок к подписанию. Нагорный Карабах останется в составе Азербайджана, но будет обладать широкой автономией. Кроме того, район будет восстанавливаться, в основном за счет финансирования со стороны Баку. Ведущий рубрики полагает, что этот договор является косвенным следствием грузинского конфликта. В то время как США протестовали против русского вторжения, азербайджанцы поняли, глядя на то, как развивается обстановка в Южной Осетии и Абхазии, что будет лучше вести переговоры с Арменией под эгидой Москвы. Они оказали сердечный прием Чейни, но продемонстрировали понимание того, что Кавказ находится ближе к Москве, чем к Вашингтону.