Несмотря на некоторые примирительные жесты, Кремль явно намерен продолжать "новую холодную войну", полагает обозреватель The New York Times Кэти Янг. Как она отмечает, надежды на "возобновление прекрасной дружбы" между Россией и Америкой после избрания Барака Обамы были разрушены на следующий же день после выборов: Медведев приветствовал Обаму угрозой разместить ракеты на польской границе.
"Всего за три дня до этого выступления Медведева молодежное движение "Наши", финансируемое государством, провело перед посольством США в Москве митинг в духе Хэллоуина. Без малого 20 тыс. молодых людей держали тыквы, на которых были начертаны имена "жертв Америки", в том числе погибших в Южной Осетии", - пишет журналист.
Янг также приводит мнение российского журналиста Леонида Радзиховского, который считает, что экзистенциальный вакуум российской политической жизни полностью заполнен антиамериканизмом, а отказ от этой риторики равносилен разрушению основ государственной идеологии.
В России и среди некоторых западных аналитиков популярна идея, что этот антиамериканизм возник в ответ на гипотетические угрозы безопасности России, прежде всего расширение НАТО и размещение системы ПРО в Восточной Европе, а также на унижение России после окончания холодной войны. Но, как недавно сказала автору Елена Боннер, "Россию никто не унижал. Она сама себя унизила".
Большинство россиян в действительности выбирают западный образ жизни, пишет автор, ссылаясь на результаты опросов. "Почти две трети предпочли бы жить в богатой стране, чем в менее зажиточной, но более могущественной и внушающей страх другим. К сожалению, большинство также считает, что в ближайшее время их страна не достигнет западного уровня жизни", - пишет Янг, отмечая, что на этой почве возникает комплекс неполноценности по сравнению с Западом и в особенности с Соединенными Штатами.
В последние годы антиамериканизм тщательно культивируется официальной и полуофициальной пропагандой, утверждает автор. Так, отмечает Янг, в нынешнем году российское телевидение отметило годовщину 11 сентября 2001 года, показав в прайм-тайм программу, где излагалась конспирологическая теория о том, что теракты были устроены американскими империалистами.
Возможно, сегодня российское правительство особенно старается разжигать антиамериканизм из-за победы Барака Обамы, при котором Кремлю наверняка будет сложнее эксплуатировать враждебное отношение к США в Европе и даже в "третьем мире", пишет автор.
Обаме и его администрации следует реагировать принципиально, но гибко, рекомендует обозреватель. "Он должен дать понять, что мы поможем демократиям Восточной Европы и бывшего СССР сопротивляться российскому нажиму, но при этом объяснить, что конфронтация ради конфронтации нам не нужна", - пишет Янг.
Советник Обамы по делам России Майкл Макфол советует предложить России план по вступлению в НАТО, пишет автор. "Разумеется, нынешнее российское руководство отвергнет подобную идею, так как план будет предполагать демократические реформы. Зато у российских реформаторов появится конкретная цель", - полагает Янг.
По мнению обозревателя, Обама должен выступить с этой инициативой при личной встрече, во время визита в Россию. Это единственный американский политик, который теперь способен развеять антиамериканские стереотипы у многих россиян, полагает Янг.