Новые данные разведки подтверждают, что в погоне за ядерным оружием Иран относится к плутониевой программе не менее серьезно, чем к программе обогащения урана, которую до сих пор ставят во главу угла западные переговорщики, пишет журналист Le Figaro Пьер Русселен.
Для того чтобы облученное ядерное топливо, полученное на реакторе в Араке, который, по официальной версии, предназначен для медицинских исследований, могло быть использовано в военных целях, требуется оборудование для расщепления плутония, говорится в статье. До последнего времени не было оснований полагать, что Тегеран им располагает, однако полученные разведкой одной из западных стран чертежи объекта, строительство которого вскоре начнется в районе Шираза, говорят об обратном.
Впервые о заводе в Ширазе, известном под кодовым названием IR-10, упомянул в апреле 2013 года Ферейдун Аббаси, возглавлявший тогда Организацию по атомной энергии Ирана. Как утверждает знакомый с чертежами источник Le Figaro, на объекте будет обустроена лаборатория с целью "существенно улучшить возможности режима по работе с облученным ядерным топливом, в том числе по расщеплению плутония".
"Если эти сведения верны, они доказывают, что иранцы снова скрывают истинное состояние своих ядерных объектов, как в случае с подземным заводом в Фордо, близ Кума, существование которого они признали в 2009 году только после того, как о нем стало известно западным разведслужбам, - делает вывод журналист. - Несмотря на примирительный тон, с избранием Хасана Рухани на пост президента ничего не поменялось".
Существование ширазского проекта сводит на нет официальную позицию Ирана, согласно которой строящийся реактор на тяжелой воде в Араке будет использоваться исключительно в мирных целях, подчеркивается в публикации.
"Срок действия обсуждаемого временного соглашения - 6 месяцев. Если из-за трудностей в переговорах он будет продлен (что вполне возможно), то строительство реактора может быть завершено и он будет запущен, - предупреждает Русселен. - Тогда уже будет невозможно нанести по нему удар, не устроив ядерную катастрофу, сопоставимую с чернобыльской. Сегодняшнее бездействие в Женеве будет равносильно приглашению Израиля к проведению военной операции в ближайшие месяцы, пока не стало слишком поздно".