"Я вырву тебе глотку, смердящий пес! Солдаты, убивайте всех украинцев!" Таков ответ царя Петра Великого предводителю казаков Мазепе, только что поднявшему за него следующий тост: "Спасибо, великий тиран, за разрушение Украины". Неизвестно, состоялся ли в действительности такой разговор в 1709 году в момент Полтавской битвы между шведами и русскими, когда гетман Мазепа изменил царю, перейдя на сторону его скандинавских врагов, обещавших предоставить Украине независимость. Во всяком случае эта сцена присутствует в фильме Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу". Уже не в первый раз фигура Мазепы ? предателя в глазах русских и национального героя в глазах украинцев ? становится художественным персонажем: Лист посвятил ему симфоническую поэму, а Чайковский ? оперу. Сейчас интрига состоит в том, что Украина, обретя независимость 11 лет назад, пытается найти свою самобытность, отличающую ее от русского соседа, с которым она разделяет значительную часть культуры и истории.
В этой ситуации лента о Мазепе пришлась очень кстати. Впрочем, украинцы не поскупились: фильм, стоивший 2,5 млн. долларов ? целое состояние по меркам страны, ? стал самой крупной кинематографической продукцией за всю историю постсоветской Украины. Разумеется, фильм изображает Петра Великого как жестокого и полубезумного человека, который, например, предается содомии с одним из собственных солдат. Но для сына режиссера, Филиппа Ильенко, одного из трех актеров, играющих Мазепу, "фильм лишь ставит вопрос: каково место Украины в мире? И каждый может составить об этом собственное мнение".
В фильме Мазепа разворачивает карту Европы в форме женщины, и самое интимное место занимает на ней Украина ? страна, многократно изнасилованная захватчиками. "Это не антирусский фильм", ? объясняет Филипп Ильенко, ? это фильм антиимпериалистический". Он уверен, что апогей власти Петра Великого настал после его победы над шведами (и последовавшей за ней казнью украинских изменников), которая впервые возвела Россию в ранг великой державы. Прежде чем начать свое шествие по Украине, эта бессвязная лента, в духе откровенного китча нагромождающая сцены военного и сексуального насилия, уже успела привести в замешательство устроителей Берлинского фестиваля. "Апокалиптические сцены, намалеванные цветами поздравительных открыток", ? иронично высказался критик. Разумеется, русский критик.