В неоднозначности абхазских выборов проявилась потенциальная политическая угроза России. Неумелая попытка Кремля манипулировать процессом перехода власти в этом отколовшемся регионе может привести к тому, что Москва лишится козырной карты в своих отличающихся скандальностью сделках с Грузией.
В том тупике, в который зашла проблема с президентскими выборами в Абхазии не видно никаких признаков скорейшего и полюбовного решения. Официально победителем выборов, состоявшихся 3 октября, был объявлен Сергей Багапш, политический аутсайдер в Абхазии, причем все это сопровождалось обвинениями в фальсификации выборов.
Рауль Хаджимба, кандидат, поддерживаемый действующим главой республики Владиславом Ардзинбой и Кремлем, отказался признать свое поражение, ввергая тем самым республику в самый серьезный политический кризис со времен вооруженного конфликта с вооруженными силами Грузии в 1992 -1993 годах.
"Верховный суд" Абхазии начал рассматривать петицию Хаджимбы, требующего проведения новых выборов. Однако юридический процесс был приостановлен, когда сторонники Хаджимбы поставили под сомнение беспристрастность судьи, который должен был рассматривать дело.
Ардзинба попытался, без особого успеха, разрешить этот кризис в пользу Хаджимбы. Во-первых, действующий лидер предложил парламенту снять с поста генерального прокурора Абхазии Рауфа Коруа, который подтвердил легитимность победы Багапша. Но парламент не внял просьбе Ардзинбы. Кроме того, Аржзинба заставил замолчать четыре независимые газеты, отказав им в возможности напечатать последние выпуски, как заявляют редакторы оппозиционных изданий.
В связи с нежеланием парламента выступить против Коруа, становится ясно, что поддержка Ардзинбы со стороны политической элиты Абхазии значительно уменьшилась с развитием политического кризиса, говорят некоторые аналитики в Москве.
Действия Кремля в отношении выборов в Абхазии отличались несколькими крупными просчетами, согласно аналитической статье в московской газете "Коммерсант" от 15 октября. "Какой бы ни была развязка нынешнего абхазского противостояния и кто бы из кандидатов в президенты ни праздновал окончательную победу, главный проигравший выборов в Абхазии известен, - утверждается в статье. - Это Россия".
Во-первых, российские власти проигнорировали многочисленные признаки того, что Хаджимба не пользуется особенной поддержкой в республике, говорится в статье. Некоторые политологи считают, что президент России Владимир Путин решил стать на сторону Хаджимбы, потому что тот - бывший офицер КГБ. Прошлое Путина тоже связано с советской тайной полицией.
"Независимая газета" в конце сентября сообщала, что администрация Путина направила в столицу Абхазии Сухуми штатного сотрудника департамента международной политики для помощи в организации выборов.
Неприкрытая поддержка Хаджимбы со стороны Кремля, возможно, не имея такой цели, способствовала объединению Багапша и его сторонников. В аналитической статье "Коммерсанта" указывалось, что для России было бы более разумно придерживаться нейтральной позиции, учитывая, что ни один из кандидатов не проявлял антироссийских настроений.
Представители российского правительства отрицают, что Москва провалила выборы в Абхазии. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов настаивал, что политика России по отношению к Абхазии не изменится, независимо от того, кто станет следующим главой региона.
Некоторые эксперты считают, что Москва может попытаться добиться компромиссного решения и будет настаивать на назначении временно исполняющим обязанности президента Нодара Хашбы, который в настоящее время исполняет обязанности премьер-министра. До того как занять это пост, Хашба был служащим МЧС России. После того как Абхазия освободилась от контроля Тбилиси, она полагалась на политическую поддержку России. У 75% населения - российские паспорта. Все основные кандидаты на должность президента Абхазии, в особенности Багапш и Хаджимба, подчеркивали в своих кампаниях независимость Абхазии от Грузии.
Некоторые аналитики в России беспокоятся, что если Багапш выйдет президентом из избирательной мясорубки, то с учетом последних событий его стремление поддерживать особенные отношения с Россией может погаснуть. "Коммерсант" предполагает, что в итоге Москва может потерять Абхазию как геополитический инструмент воздействия на Грузию.