"Партнеры" или "хорошие соседи"? В прошлом эти слова в международных отношениях имели совсем другой смысл. Один из примеров истинного партнерства - Трехсторонняя комиссия, которая была создана в 1973 году и основатели которой смогли привлечь к работе в комиссии влиятельных жителей Северной Америки, Японии и Западной Европы для обсуждения политических проблем. Сегодня, особенно в свете событий последних недель, сложно ответить на вопрос, можем ли мы определить наши отношения с Россией как партнерство.
Когда-то мы, европейцы, имели на своих границах определенное количество дружественно настроенных государств с различным политическим строем. Но развивать истинное партнерство с другими государствами - сложная задача. Такое партнерство подразумевает, что страны разделяют общие демократические ценности, способны сказать правду друг другу и не боятся задавать неприятные вопросы.
Поэтому я не мог избежать чувства неловкости, когда видел, какие лестные эпитеты расточали государству, которое является "нашим партнером" и "нашим другом", а именно путинской России президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхардт Шредер во время встречи в Сочи в августе.
Даже Джордж Буш, призывая к более тесному сотрудничеству с Россией, упомянул о слабости демократии в этой стране. И эти слова сегодня актуальны для России во многих отношениях - в отношении национальной безопасности и политики в области прав человека, Конституции и предложений внести в нее изменения и экономических показателей России.
Проблема поддержания стабильности в Чечне и в южных регионах России в целом становится все более и более актуальной. Война, которую проводит Путин в Чечне, сопровождается нарушениями прав человека в таких масштабах, что создает благодатную почву для международных террористических групп в этом регионе. Запад понимает, что дать Чечне независимость прямо сейчас вряд ли будет целесообразно, так как это вызовет еще большую нестабильность на Северном Кавказе. Но факт остается фактом - администрация Путина, в отличие от его предшественника, не намерена обсуждать вопрос о предоставлении Чечне автономии, тем самым разжигая кровавый конфликт (информации о котором почти нет на российских телеканалах).
Вызывают озабоченность предложения Кремля по внутренней политике, которые прозвучали в сентябре и даже были названы "сентябрьской революцией" сторонниками российских властей. Это предложения отменить всенародные выборы губернаторов российских регионов, которые теперь будут назначаться Кремлем, возросшая мощь спецслужб, которые с легкостью могут подавить любую оппозицию, и тотальный контроль правительства над национальными электронными средствами массовой информации.
Все это свидетельствует о том, что режим в России становится все более жестким, и вся власть сосредотачивается в руках одного человека или группы людей, а это вызывает вопросы - есть ли перспективы у партнерства с таким государством?
Экономическая ситуация в России, особенно в сферах внешней торговли и инвестиций, также не вселяет оптимизма. Никто не отрицает важность России в мировой экономике как крупнейшего нефтедобывающего государства, а потому важность вступления России во Всемирную торговую организацию. Но уже сегодня экономическая ситуация в России делает перспективу ее вступления в ВТО все более отдаленной. Случай с компанией "ЮКОС", нарушение прав собственников и законов в ключевых отраслях экономики, увеличение контроля правительства над бизнесом отталкивают иностранных инвесторов от России. И это тоже несовместимо со статусом "партнера".