На этой неделе Россия снова оказалась наверху еще одного международного рейтинга коррупции. Россия разделила 90-е место с Индией и Гамбией в рейтинге 146 стран, в котором наименее коррумпированные страны попали вверх списка, и строился он по нарастающему принципу. Рейтинг был проведен Transparency International.
На прошлой неделе Россия получила еще один вотум недоверия, финишировав пятой в отношении коррупции в опросе деловых лидеров 104 стран, проведенном Всемирным экономическим форумом. Более высокие уровни коррупции были зафиксированы только на Мадагаскаре, Украине, в Македонии и Чаде. В этом исследовании содержался вывод о том, что коррупция - это главная экономическая слабость России.
Возможно, помощь уже в пути, считает Джонатан Шиффер, вице-президент Moody's. В интервью агентству "Интерфакс", опубликованном 15 октября, Шиффер заявил, что последние предложения Путина по отмене губернаторских выборов могут сократить коррупцию. "Возможно, что новые реформы по назначению губернаторов могут привести к изменению ситуации в регионах и к более эффективной экономической ситуации, с менее тесными связями между региональными губернаторами, банками, и - на местном уровне - состоятельными лицами; к большим возможностям для конкуренции и большим возможностям для малого бизнеса", - заявил он.
"Мы все знаем, что многие региональные администрации в прошлом формально или неформально даже вмешивались в законодательство по налогообложению и другие подобные вещи, оказывая некоторое давление на местных предпринимателей, - продолжил Шиффер. - Я полагаю, что, возможно, непреднамеренным последствием этих реформ в экономической области могут быть новые возможности для местных и региональных предпринимателей и немного больше возможностей для конкуренции".
Кроме того, Шиффер отметил, что отмена выборов может оказать позитивное воздействие на судебную систему. "Устранение власти местных общественных администраторов можно считать "необходимым, если не обязательным" условием возможности более независимой работы судов в регионах в будущем", - подчеркнул он.
Путин не связывал свои предложения с борьбой с коррупцией, когда обнародовал их 13 сентября. Однако 15 сентября российская служба RFE/RL сообщила, что один из чиновников администрации признал, что предложения были разработаны уже давно и что трагический захват заложников в школе в Беслане в Северной Осетии в прошлом месяце просто создал подходящую политическую атмосферу для их реализации.
16 сентября "Известия" привели слова высокопоставленного чиновника, который заявил, что цель президентских предложений - лишить губернаторов их влияния, которым они пользуются благодаря региональным обстоятельствам и частному бизнесу. Кроме того, Сергей Марков из Института политических исследований сообщил 14 сентября телеканалу ОРТ, что углубление единства исполнительной ветви должно стать инструментом значительного сокращения коррупции.
Оптимизм аналитиков, таких, как Шиффер и Марков, кажется основанным на предположении о том, что делая назначения губернаторов, Путин выметет избу, устранит коррумпированных или неэффективных членов нынешней команды губернаторов.
Интересно, что сами губернаторы не выглядят обеспокоенными этой вероятностью. Практически все без исключения открыто приняли предложения Путина, и, по словам "Независимой газеты", они закулисно встречались с Путиным, добиваясь возобновления нынешних "контрактов". Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин сообщил изданию, что каждый региональный лидер хочет прочных гарантий со стороны Кремля, что он останется у власти или, по крайней мере, сможет назначить себе преемника.
Поведение Путина в отношении прошлых губернаторских выборов несомненно вносит вклад в ощущение спокойствия среди губернаторов. В тех губернаторских гонках, в которых президентская администрация выражала заинтересованность, лояльность - часто измеряемая способностью заставить местных избирателей голосовать за прокремлевскую партию "Единая Россия" на выборах в Госдуму, - кажется, была единственным требованием.
В 2000 году Путин проявил некоторые признаки желания ставить в регионах своих людей. Однако к думским выборам 2003 года прагматизм возобладал. Кремль, например, поддержал переизбрание авторитарного президента Башкирии Муртазы Рахимова, главы республики, где политическим и экономическим плюрализмом и не пахнет. Как и бывший президент Борис Ельцин, Путин придал наибольшее значение лояльности.
Возможно, именно по этой причине лишь немногие из ведущих российских экспертов по коррупции и выборам кинулись расхваливать путинский план. Георгий Сатаров из фонда INDEM, автор многочисленных исследований по коррупции, осудил путинский план по отмене губернаторских выборов. В своих комментариях, опубликованных в "Известиях" 16 сентября, он заявил, что если смотреть на новые меры президента в их совокупности, то они свидетельствуют о намерении создать симуляцию политики, симуляцию деятельности, симуляцию гражданского надзора.
Что касается планируемой Путиным Общественной палаты, Сатаров указал, что Путин уже создал орган, который, по задумке, должен надзирать за созданием законов: антикоррупционный совет. И единственное, что этот совет сделал, - это избрал председателем тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова. Гражданский надзор, отметил Сатаров, это не дело государственных органов, создаваемых сверху.
Путинские предложения также вызвали критику со стороны обычно лояльного председателя Центризбиркома Александра Вешнякова. Во время посещения Вологды на прошлой неделе Вешняков заявил, что среди возможных негативных последствий назначения региональных губернаторов могут быть большие возможности для коррупции. Он указал, что, как только выборы будут отменены, судьба каждого регионального лидера будет решаться ограниченным количеством людей - не более 200, - которые работают в президентской администрации и региональных законодательных органах. Вследствие этого может появиться соблазн принимать некорректные решения либо по личным, либо по финансовым соображениям.
И это не первое упоминание Вешняковым о коррупции в связи с новыми реформами. 15 сентября в "Российской газете" он порекомендовал сохранить выборы региональных губернаторов и их пребывание у власти по 4 года, но ввести ряд мер по сдерживанию коррупции во время процесса избрания региональных лидеров.
Шиффер и Марков, вероятно, хотят оправдать Путина. Однако если прошлое можно считать проводником в будущее, то нет причин ожидать, что новый ряд реформ породит что-либо, кроме большей централизации, усиленного отодвигания в сторону региональной политической элиты в ходе формирования национальной политики и меньшего экономического и политического плюрализма на региональном уровне.