Европейский союз использует заявку России на вступление во Всемирную торговую организацию как зацепку в своих попытках заставить Москву отменить сборы с европейских авиакомпаний за полеты над Сибирью.
Вопрос о полетах над Сибирью превратился для ЕС в серьезный источник раздражения и в очередной раз был поднят премьер-министром Британии Тони Блэром во время обеда с президентом России Владимиром Путиным на октябрьском саммите ЕС-Россия.
ЕС должен дать согласие на вступление России в ВТО.
Вчера Максим Медведков, возглавляющий российскую делегацию на переговорах о вступлении в ВТО, признал, что Россия едва ли вступит в организацию к концу декабря, как она надеялась. По его прогнозу, Россия завершит переговоры о вступлении в ВТО примерно к июню.
По оценкам Европейской комиссии, авиакомпаниям ЕС в нынешнем году придется заплатить около 350 млн евро за полеты над Сибирью в Японию, Китай и другие пункты назначения в Азии, тем самым нейтрализуя экономию топлива за счет спрямления маршрута.
В мае 2004 года Брюссель договорился с Москвой о поэтапной отмене того, что он считает беспрецедентным и несправедливым налогом на европейские авиакомпании к концу 2013 года. Больше всех страдает от сборов компания Lufthansa.
Однако с тех пор Москва отказывается уточнять, как и когда она планирует выполнять соглашение 2004 года.
Источник в ЕС заявил: "Нам нужны гарантии того, что Россия будет выполнять соглашение. Ясно, что поэтапная отмена не может означать простую отмену этого налога в последний день 2013 года, что-нибудь должно измениться в ближайшее время".
ЕС также обеспокоен продолжающимся действием российских ограничений на частоту полетов над Сибирью.
ЕС утверждает, что сибирские сборы являются нарушением международного авиационного законодательства.