Сегодня Роман Абрамович в суде на Британских Вирджинских островах выступает ответчиком по иску вместе со своей нефтяной компанией "Сибнефть" и еще шестью компаниями, зарегистрированными на Островах, Кипре и в Панаме, которые он предположительно контролирует. По сравнению с катаклизмами, через которые он прошел, проделав путь от сироты в коммунистической России до владельца нефтяных месторождений и клуба "Челси", это пустяк. Иск против Абрамовича и его компаний подала нефтяная компания Sibir, претендующая на половину совместного предприятия, снабжающего нефтью Москву, стоимость которого 2 млрд долларов.
В ноябре 2000 года Sibir и "Сибнефть" образовали компанию "Сибнефть-Югра" как равноправные собственники и начали добывать нефть. Но 28 сентября 2002 года, утверждает Sibir, руководство "Сибнефти", противозаконно и не поставив Sibir в известность, в 10 раз увеличило количество акций совместного предприятия. Новые акции были переданы трем оффшорным компаниям: Tranquillo Trading, юридический адрес которой - второй этаж офисного здания в Панама-сити, Shaw Investment & Finance и Carroll Trading, зарегистрированных на Островах. В результате доля Sibir в совместном предприятии уменьшилась с 50% до 5%.
Спустя пять месяцев, 4 февраля 2003 года, был растворен и этот миноритарный пакет. На этот раз, утверждает Sibir, количество акций совместного предприятия увеличилось в пять раз, а ее доля уменьшилась до 1%. Оффшорные компании, получившие эти акции, затем продали их трем новым фирмам: Ferenco Investment & Services, зарегистрированной на Кипре, Richard Enterprises и Gregory Trading, зарегистрированным на Островах. Sibir, зарегистрированная в Британии, и ее генеральный директор, шотландец Генри Камерон, утверждают, что их не уведомляли о собраниях акционеров и об эмиссии новых акций.
"Мы считаем то, что нас лишили половины нашей же компании, мошенничеством, - сказал мне Камерон на этой неделе. - Покупка акций для сохранения своей доли обошлась бы примерно в 16 тыс. долларов. Абсурдно было бы не заявить о своих правах".
Sibir начала судебное преследование в Вирджинских островах в июле нынешнего года, назвав ответчиками шесть оффшорных компаний, "Сибнефть" и Абрамовича и требуя, чтобы они выплатили ей половину стоимости "Сибнефть-Югры".
Абрамовичу и его партнерам принадлежит 72% "Сибнефти", одной из крупнейших российских компаний, купленной им за бесценок в 1995 году по печально известной схеме "долги за акции", в рамках которой государственные активы были по дешевке проданы людям, в мгновение ока ставшим миллиардерами, олигархами. Абрамович не является директором "Сибнефти", но Камерон пояснил, что компания решила подать иск против Абрамовича, так как с самого начала имела дело с ним.
"Переговоры о создании совместного предприятия были начаты с Абрамовичем, и мы считаем, что лишить нас нашей доли не могли без его ведома".
Пресс-секретарь "Сибнефти" и Абрамовича Джон Манн заявил, что они отвергают все претензии. Sibir не добилась больших успехов, подав аналогичные иски в России.
"Мы утверждаем, что все в "Сибнефть-Югре" делалось законно и честно, - заявил Манн. - Мы отвергаем все обвинения и имеем основания надеяться на победу в суде и на этот раз".
Камерон сказал, что иск был подан на островах, где, несмотря на статус налоговой гавани, фактически действует британское законодательство, так как там зарегистрированы четыре оффшорные компании. Участники процесса, который начался вчера и закончится завтра, услышат заявление "Сибнефти", что дело не должно рассматриваться, так как не подпадает под юрисдикцию Островов. Однако Sibir выиграла в прошлый раз, и новые акции, принадлежащие оффшорным компаниям, были заморожены до окончания рассмотрения дела.
Камерон придал делу такую огласку, потому что он "оскорблен" корпоративной практикой, с которой пришлось столкнуться. "Я работаю в России и привык к трудностям, но то, как все было проделано, кажется мне почти невероятным. Я считаю, что людям на Западе важно это понимать".
После покупки "Челси" в августе 2003 года Абрамович вошел в британскую жизнь, где не знали, кто он и откуда он взялся. В прошлом году, когда его деньги принесли "Челси" чемпионский титул, его вытащили на поле, облили шампанским, а игроки танцевали вокруг него, как вокруг сказочной феи-крестной. Мало кто проявлял скепсис, в мире футбола и в "Челси" таких просто не было. Кое-кто призывал выяснить источники доходов Абрамовича, но на самом деле большой тайны в этом нет.
Приватизация по схеме "долги за акции", которую россияне называют "прихватизацией", велась отрыто и очень хорошо документирована. В 1995 году, когда в России Бориса Ельцина царил экономический и политический хаос, на фоне опасений, что на следующих выборах коммунисты могут вернуться к власти, семь человек предложили правительству в долг всего 1,12 млрд фунтов в обмен на право управлять 44 государственными конгломератами, включая крупнейшую в мире компанию по производству никеля. Позже им разрешили выкупить компании за часть их реальной стоимости на закрытых аукционах. Абрамович и его партнер Борис Березовский купили "Сибнефть" за сумму, едва превышавшую 100 млн долларов.
Россия стала одной из самых расслоенных стран: несколько человек владеют природными богатствами, которые стоят миллиарды, а 20% населения, то есть около 50 млн человек, живут за чертой бедности, на 30 долларов в месяц. Здесь Абрамовича прославляют, но в России олигархов ненавидят. "Огромное большинство россиян считает, что олигархи украли активы у них, - объясняет Вячеслав Никонов, возглавляющий московский аналитический центр Фонд "Политика". - Есть огромное недовольство ими и неравенством в обществе".
Наши футбольные власти говорят, что их это не касается, и ничего не предпринимают, чтобы защитить спорт. Абрамович говорил, что прежде чем купить "Челси", он интересовался испанскими клубами - "Реалом", "Мадридом" и "Барселоной", но не смог их купить, так как они являются демократическими институциями, принадлежащими их членам. Все наши клубы являются компаниями, а следовательно - продаются.
Премьер-лига, не моргнув глазом, разрешает бизнесменам приобретать клубы, а потом швыряться миллионами, покупая успех. Американские футбольные капиталисты искушеннее: для них "конкурентный баланс" является составляющей успеха вида спорта, и деньги делятся на основе специальных контрактов. У нас Абрамович может вложить в "Челси" сколько захочет и превратить обремененную долгами компанию Кена Бейтса в фирму с раздевалкой для лучших игроков мира.
"Я знаю, что обычных людей не слишком интересует спор двух нефтяных компаний, - сказал Камерон. - Но я думаю, им интересно, как люди ведут себя в бизнесе".
Пока свидетельств этого немного. Фанаты "Челси" наконец начали жаловаться, но только потому, что не могут заплатить 45 фунтов, чтобы посмотреть на проект Абрамовича. На сайте фанатов один из них на этой неделе задался вопросом, откуда взялись деньги Абрамовича.
Если в нынешнем сезоне "Челси" отстоит титул, эти вопросы станут почти неслышными. Абрамович снова выйдет на поле, а вокруг него будут танцевать игроки, которых он купил, и он будет чувствовать себя героем в Лондоне.