В каком-то смысле политический хаос после выборов в Германии - это вина американцев.
Неразбериха в Германии происходит отчасти из-за уникальной политической системы страны. Ни одна часть правительства не сильна настолько, чтобы осуществить такие непопулярные меры, как экономическая модернизация без опоры на широкий консенсус. Это систему умышленно выстроили США после Второй мировой войны, чтобы предотвратить появление нового Гитлера.
Завтра идеологические противники, лидеры двух крупнейших партий Германии, планируют встретиться, чтобы обсудить формирование правительства на базе "широкой коалиции", так как никто из них не получил большинства на выборах в воскресенье.
Такое разделение власти венчает собой уникальные полномочия премьер-министров земель Германии, которые регулярно налагают вето на планы исполнительной власти или нижней палаты парламента.
Во многом из-за этого вето Германия была вынуждена пойти в воскресенье на выборы, которые не дали очевидного результата. В мае канцлер Герхард Шредер распустил парламент, в котором большинство принадлежало его партии, так как баланс власти среди глав земельных правительств сместился не в его пользу после того, как его партия проиграла важные региональные выборы. Сегодня у Германии вообще нет эффективного правительства.
Германская версия федерализма, при которой полномочия центральной и региональной властей во многом дублируются, а центральное правительство и правительства земель регулярно входят в противоречие друг с другом, уходит корнями в метод, каким американская оккупационная армия решила строить демократию.
Американский наместник в Германии после капитуляции нацистов, генерал-лейтенант Люциус Клэй, отвечал за придание формы новому правительству. Он практически не получил указаний из Вашингтона, помимо директивы министерства финансов, озаглавленной "Программа по предотвращению разжигания третьей мировой войны Германией". В документе предлагались свести всю немецкую экономику к фермерству.
Клэй не пошел так далеко, но, чтобы осложнить жизнь будущим диктаторам, он воспользовался историей соперничающих немецких княжеств. Он курировал создание региональных правительств - одни появились на базе исторических королевств, другие были созданы вновь - и затем передал полномочия им, а не национальным партиям.
Затем, во время написания конституции, представители земель обеспечили, чтобы они большинством могли блокировать меры федерального правительства.
Парламентская демократия и коалиционные правительства распространены в Европе, но германская система идет дальше, ослабляя центр. Дело выглядит так, как если бы республиканцы на постах губернаторов штатов могли систематически блокировать решения демократического конгресса США и президента.
Именно с этой проблемой столкнулся Шредер при попытке провести свою экономическую модернизацию.
Самой насущной проблемой Германии после выборов стало отсутствие эффективного большинства в нижней палате парламента, среди существующих партийных коалиций. Поэтому надо либо формировать новую, либо проводить новые выборы.
Вчера, в преддверии переговоров с другими партиями, Шредер заявил, что готов рассмотреть разные возможности. Это более гибкая позиция, чем сразу после выборов, когда он назвал их результаты поддержкой своей политики и поражением консерваторов во главе с Ангелой Меркель. Оба они по-прежнему претендуют на звание канцлера и право возглавить правительство.
Вчера консерваторы продемонстрировали свою поддержку Меркель, переизбрав ее тайным голосованием лидером своей парламентской фракции 219 голосами против трех.
Коллеги на уровне земель подвергли Меркель критике за кампанию, которая привела к третьим наихудшим результатам в партийной истории.
Лидеров немецкого бизнеса беспокоит тупик, поскольку данные ведущего экономического института свидетельствуют об ослаблении доверия инвесторов. Институт ZEW заявил, что индекс доверия аналитиков инвесторов, в августе достигавший 50, после выборов упал до 38,6.
Генеральный директор Deutsche Bank AG Йозеф Акерман заявил на конференции в Берлине: "Проблемы, стоящие перед нами, в особенности глобализация и демографические изменения, не уменьшатся из-за политического тупика в парламенте".
В какой-то мере тупик обусловлен германской системой. Если бы Меркель сохранила свое лидерство в опросах и победила на выборах, ей все равно предстояла бы борьба с премьер-министрами земель, хотя многие из них состоят в ее партии. Она хотела поднять налог на добавленную стоимость, чтобы компенсировать сокращение отчислений служащих в систему социальной защиты. Премьер-министры земель, в казне которых остается половина поступлений от НДС, хотели использовать эти средства, чтобы залатать прорехи в своих бюджетах.
Поскольку новое правительство будет менее консервативным, чем надеялась Меркель, споры могут только обостриться.
"Эта конституция во многом устарела", - говорит Конрад Яраух, профессор истории в Университете Северной Каролины.
Модернизация федеральной системы с тем, чтобы земли и правительство не путались под ногами друг у друга, стоит на повестке дня с 1960-х годов. "Это одна из проблем, которые невозможно решить, потому что кто-то должен от чего-то отказаться", - говорит Яраух. Последняя попытка провалилась несколько лет назад, когда главы земельных правительств наложили вето на компромиссное решение.
Премьер-министры земель обязаны своей властью Клэю, который помог их предшественникам, начиная с Баварии.
Баварию, находящуюся на юге Германии, всегда считали землей, готовой отделиться. Ее нынешний премьер Эдмунд Штойбер во время избирательной кампании проиграл Меркель, напустившись на немцев из бывшей ГДР, голосующих за коммунистов, и заявив, что нигде нет таких умных избирателей, как в Баварии. Меркель - уроженка бывшей ГДР.
Чтобы приблизить центральное правительство к баварцам, переговоры о федеральной конституции в 1949 году вели в Баварии. Но Бавария все равно проголосовала против конституции.
Федеральные земли на протяжении десятилетий расширяли свои полномочия в общенациональных делах. Сегодня почти любой шаг в сфере экономики, финансов и социальной политики требует разрешения земель.
Шредеру приходилось воевать с региональными лидерами, даже когда обе крупнейшие партии пришли к принципиальному согласию по поводу модернизации. Вскоре после того, как его предложение снизить налоги на бизнес натолкнулось на сопротивление земель, Шредер сдался и попросил собственную партию выразить ему недоверие, чтобы провести выборы.