В четверг западные СМИ обсуждают беспорядки в столице Венгрии Будапеште. Британская The Times пишет, что центр города затянут дымом и слезоточивым газом, повсюду на улицах - сгоревшие машины. Что происходит с этим миром? Венгрия казалась успешным примером для всего региона: у нее стабильное правительство, постоянный приток зарубежных инвестиций и талантливый народ, на счету которого множество изобретений мирового значения - от шариковой ручки до водородной бомбы.
Однако дефицит бюджета в этом году в Венгрии достигает 10,1% от ВВП, из-за чего вступление в зону евро откладывается до 2010 года, но, если проявить финансовую изобретательность, с этим тоже можно справиться. А превзойти в искусстве обращения с деньгами бывших коммунистов - теперешних капиталистов, управляющих страной, мало кто может, считает газета.
Непосредственной причиной восстания послужили откровения премьер-министра Ференца Дюрчаня о том, что правительство социалистов "врало по утрам, по вечерам и по ночам". Первой реакцией большинства венгров было удивление - почему он ничего не сказал про день?
К середине недели правительству, казалось, удалось обуздать насилие. Однако следует быть готовыми к дальнейшим вспышкам в Центральной Европе, поскольку там остается масса нерешенных проблем. Кажется, будто со вступлением стран региона в ЕС и началом притока субсидий они решили, что могут вести себя как угодно. Старая вражда, приостановленная на время вступления в ЕС, внезапно ожила вновь. В конце концов, до сих пор ни одна страна не была исключена из ЕС, указывает газета.
Французская Le Monde в статье "Хрупкая Венгрия" указывает, что Европейский союз всегда испытывал тревогу по поводу политической стабильности новых членов, вступивших в ЕС 1 мая 2004 года. Националистические и популистские тенденции и ксенофобия - не угрожает ли все это поставить под вопрос демократический процесс и экономические реформы, начатые после крушения коммунизма?
Эти опасения высказывались в отношении многих государств Центральной Европы, но редко они касались Венгрии. Эта страна одной из первых, еще до исчезновения советского блока, отказалась от канонов плановой экономики. В ходе переговоров она установила этапы переходного периода, а в этом году правительственная партия во второй раз получила поддержку избирателей: за 15 лет такого еще не было в "новой Европе", где недовольство граждан систематически приводит к смене власти.
В другой статье The Times, озаглавленной "Гуляшная революция" вызывает отголоски более отвратительного восстания", газета пишет о том, что Венгрия занимается своеобразным изгнанием нечистой силы, а не просто борьбой за власть.
Террор 1956 года и сегодня окрашивает протест. "Моя мать боялась, что я иду сюда. Это старые страхи, пробудившиеся вновь", - сказала Дьюла Нимет, 35-летняя учительница, выступавшая на митинге против правительства Ференца Дюрчаня.
Кажется, что вся страна требует заплатить по счету, который полвека остается неоплаченным. "Венгрия до сих пор разделена в соответствии с тем, что делал твой дедушка в 1956 году - был он за коммунизм или против него, - заявил Себастьян Горка, исполнительный директор Института демократии переходного периода. - Демонстрации показывают, что есть жажда новой дискуссии, в конце концов, детям в Чили понадобилось 35 лет, чтобы задать вопросы отцам".
Эскалация протестов в Будапеште стала результатом бесцеремонной политики, которую руководство страны проводило в угоду интересам узкой прослойки политической элиты, считает Die Welt.
Ференц Дюрчань, несмотря на возросшее давление, решительно настроен оставаться на своем посту. Он "чувствует отвращение" к дебоширам, по его словам, "такие действия не являются подходящими методами для того, чтобы выражать свое политическое мнение". В совместном заявлении с президентом страны Ласло Шойомом и лидером фракции социалистов в парламенте Ильдико Лендваи он призвал граждан Венгрии отказаться от насилия и сохранить мир.
Длящаяся долгие годы непримиримая вражда между левым и правым политическим лагерем в Венгрии довела ситуацию до нынешней эскалации. Противоборствующие стороны ведут себя достаточно грубо по отношению друг к другу, в ход идут ругательства и оскорбления. Ситуация за все это время накалилась, и любой словесный промах политические экстремисты из обоих лагерей расценивают как вызов и сигнал к агрессивным действиям. FIDESZ не упускает любой возможности выставить социалистов как тайных неисправимых коммунистов, сопровождая свои заявления нелицеприятными выражениями - а это, в свою очередь, приводит к критике их политической деятельности и разговорам об антидемократическом заговоре правых, пишет газета.