Новый план Обамы гарантирует будущее противоракетной обороны в Европе, пишет в статье для The New York Times министр обороны США Роберт М.Гейтс. Критики, утверждающие противоположное, совершенно не правы, подчеркивает он.
На первом этапе, к 2011 году, США разместят доказавшие свою эффективность ракеты-перехватчики SM-3 надводного базирования "в районах, где мы наблюдаем наибольшую угрозу для Европы", отмечает министр. Второй этап, который должен завершиться к 2015 году, предполагает размещение модифицированных SM-3 на суше, в Южной и Центральной Европе. На всех этапах будут задействованы десятки ракет SM-3, тогда в прежней программе фигурировали всего 10 ракет-перехватчиков. "Таким образом, оборона будет намного эффективнее на случай, если противник запустит много ракет одновременно - а такая атака наиболее вероятна, поскольку Иран продолжает производить и развертывать многочисленные вооружения малой и средней дальности", - поясняет Гейтс. Параллельно планы по защите практически всей Европы и укреплению противоракетной обороны США будут осуществляться по прежнему графику.
С 2007 года восемь испытаний SM-3 прошли успешно, и доработка этой ракеты, дабы она смогла перехватывать межконтинентальные ракеты, продолжится, заверяет глава Пентагона. Американцы не прекратят и разработку двухступенчатой наземной ракеты-перехватчика в качестве резервного варианта.
Вместо стационарной РЛС - такой, какую планировалось разместить в Чехии, - планируется использовать намного более гибкие детекторы, размещенные на самолетах, в космосе и на земле. "Эти системы дают намного более точную информацию, обеспечивают более широкие возможности раннего предупреждения и слежения, легче объединяются в сеть", - поясняет Гейтс, и в эту структуру можно эффективнее включить уже работающие радары, включая даже российские. В то же время он подчеркивает, что новый план ни в коей мере не является уступкой России.
"Когда речь заходит о противоракетной обороне, некоторые смотрят на нее почти как теологи, воспринимая любые изменения планов или отмены программ как разрыв с верой", - замечает Гейтс. По его словам, он рьяно поддерживает идею ПРО с 1983 года, но хочет как можно скорее создать реальный потенциал для нее и максимально задействовать новые технологии для борьбы с будущими угрозами. "Мы укрепляем, а не отменяем противоракетную оборону в Европе", - заключает он.