Анкара проводит в регионе все более агрессивную политику и отказывается от вступления в ЕС, пишет Марко Ансальдо в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
"Почему сегодня Турция является одной из ключевых стран? Все просто: потому что она находится в центре всего". Эти слова министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу можно назвать вызывающими. Но их следует воспринимать как поигрывание мускулами страны, явно находящейся в состоянии эйфории. Страны, которая позволяет себе надавать пощечин бывшему союзнику Израилю, позиционирует себя как пример для арабских стран, переживающих кризис, рассчитывает заменить собой Америку на Ближнем Востоке, а сегодня даже сказала "прощай" Европе", - пишет издание.
"Турция устала стоять под дверями Европы. Вчера впервые глава государства, умеренный мусульманин Абдулла Гюль заявил: "Мы соглашаемся не быть членом Европейского союза, если жители хотя бы одной европейской страны не хотят нас и считают Турцию бременем". Проправительственная газета Sabah назвала это заявление "бомбой", - сообщает журналист.
"Анкара, так долго лелеявшая европейскую мечту, сегодня реально хочет иметь развязанные руки и возможность исследовать иные горизонты. Новая Турция, окончательно порвав с Европой, открывается для всего остального мира. И это у многих вызывает тревогу и страх", - отмечает автор статьи.
"В первом квартале этого года ВВП Турции вырос более чем на 11% - это выше, чем в Китае, второй показатель в мире, - говорится в статье. - Это третья самая мощная армия в НАТО, после США и Соединенного Королевства, 16-я страна по богатству, "сделавшая ставку на то, чтобы в ближайшее время войти в первую десятку", как сказал недавно президент Гюль изданию La Repubblica. Бывший министр экономики Кемаль Дервиш говорит: "Я не удивлюсь, если Турция к 2023 году станет одной из самых процветающих стран".
"Во внешней политике Турция ведет себя как новый глобальный игрок, - продолжает Марко Ансальдо. - Недавний вызов греческому Кипру в связи с бурением нефтяных скважин на шельфе острова, изгнание израильского посла после отказа Иерусалима извиниться за убийство девяти граждан на Mavi Marmara - судне, направлявшемся с грузом помощи в Газу, триумф, с которым турецкого премьера принимали в Тунисе, Ливии и Египте, - все это следует рассматривать как проявление определенной стратегии".
До отъезда в Нью-Йорк министр иностранных дел Турции совершил поездку в Египет, где основал "новую ось господства": "Ось истинной демократии между двумя крупнейшими странами региона, с севера на юг, от Черного моря до долин Нила в Судане". И пока Иран и Соединенные Штаты с тревогой наблюдают за изменением расстановки сил на Ближнем Востоке, у Европы вызывает сильнейшую тревогу "психологическая близость", о которой говорит Давутоглу, между Турцией и арабским миром. "Пугающая перспектива, но трудно контролируемая", - отмечает автор статьи.
Эрдоган и Гюль бросили вызов всем окружающим странам вплоть до Африки, где Турцию воспринимают благодаря ее предпринимательской активности как маленький Китай. Но, несмотря на все прогрессивные изменения, в стране становится практически осязаемым ползучий исламизм. Это и запреты, и запредельные налоги для курильщиков и потребителей алкоголя, требование к женщинам носить платки, в сфере СМИ - страх и цензура: десятки журналистов, писателей и даже переводчиков получают в свой адрес угрозы или даже оказываются в тюрьме. Страна ведет настоящую внутреннюю войну с "террористами" - от радикальных сторонников светского образа жизни до боевиков РПК. Таким образом, Европе предстоит иметь дело с неудобным игроком, выросшим на ее глазах, которого держали на расстоянии. Игнорировать Анкару не следует, поскольку завтра она может оказаться прямым конкурентом, говорится в статье.
"Быть может, однажды именно турки не захотят вступать в ЕС, - сказал президент Гюль. - Пока наш долг - уважать принятое решение". Европа предупреждена, иными словами, наполовину спасена. Хотя, по мнению многих, Турцию уже можно считать упущенной возможностью, заключает автор статьи.