Западные СМИ комментируют планы британской BP по продаже "Роснефти" своей 50-процентной доли в российском совместном предприятии ТНК-BP и встречу руководителей обеих компании с Владимиром Путиным в Сочи.
"Прощайте, олигархи, и здравствуй, Кремль. Похоже, что близится последний поворот в российской авантюре BP, - такими словами Нилс Прэтли начинает свою статью в The Guardian. - BP, как сообщается, продаст свою половину в ТНК-BP "Роснефти", которая пользуется поддержкой государства, за 15 млрд долларов наличностью плюс 10 млрд долларов акциями. На первый взгляд, это может показаться отличной сделкой для BP. Но более глубокий вывод таков: если все пойдет хорошо, то это худшее из зол, если все пойдет плохо, BP выскользнет с российской сковороды в российский огонь".
Нельзя забывать о том, в каком контексте заключается сделка: глава BP Боб Дадли отчаянно стремится выйти из ТНК-BP, и "Роснефть" - единственный возможный покупатель, пишет автор в статье под названием "Российские ставки BP могут не принести компании легкого обогащения".
В результате BP может оказаться втянутой в еще одну долгую кампанию в момент, когда исход силового противоборства в Москве представляется еще более непредсказуемым, чем когда-либо прежде. Ставки BP могут оказаться успешными. Но несложно представить себе, что в будущем инвесторы BP будут с тоской вспоминать времена, когда ТНК-BP была прекрасной денежной машиной, заключает автор.
Окончательное решение по сделке зависит не от "Роснефти", не от BP и не от российских партнеров BP по ТНК-BP, а от президента Путина, пишет Изабель Горст в блоге Financial Times. "И хотя Путин прекрасно осознает важность денег, в этой сделке на кон поставлено нечто большее - не в последнюю очередь, баланс власти в его администрации между экономическими "ястребами" и либералами", - пишет Горст.
Предложенное приобретение ставит Игоря Сечина, главу "Роснефти", на путь конфронтации с либерально настроенными чиновниками, выступающими против неумолимого роста государственной нефтекомпании, которая уже контролирует четверть национального производства.
"В целом ни одной государственной компании не идет на пользу расширение ее роли в экономике", - сказал на конференции в Лондоне на прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако Дворковичу придется смириться, так как, похоже, Путин на стороне Сечина, говорится в материале под названием "Сечин добивается поддержки Путина по сделке "Роснефти".
Автор при этом указывает, что российским олигархам, владеющим половиной акций ТНК-BP, и вступавшим ранее в противоречия с Сечиным, тоже может не понравиться перспектива партнерства с "Роснефтью".
Однако Терри Макалистер на страницах The Guardian отмечает, что у AAR, консорциума олигархов, "нет законного права блокировать соглашение с "Роснефтью", хотя, по словам некоторых рыночных наблюдателей, возможно, они попытаются ему воспрепятствовать".
Автор также отмечает, что продажа 50-процентной доли в ТНК-BP должна помочь BP выплатить свои обязательства по ущербу от утечки нефти в Мексиканском заливе. Кроме того, Макалистер напоминает, что BP в своем заявлении назвала встречу с Путиным позитивной. "Роснефть" будет претендовать на долю BP в ТНК-BP после "позитивной" встречи с Кремлем", - так автор озаглавил свою статью.
Журналист The New York Times Эндрю Крамер опубликовал статью под названием "Глава BP встретился с Путиным: в спорной ситуации вокруг СП намечаются изменения". В ней автор утверждает, что "встречи исполнительных директоров с Путиным, который лично курирует крупные сделки в нефтяном секторе, зачастую свидетельствуют о предстоящих соглашениях. Дадли появился на фотографии с Путиным в 2010 году, и через несколько месяцев BP и "Роснефть" объявили о соглашении по освоению нефтяных месторождений в российской части Северного Ледовитого океана". При этом автор статьи напоминает, что соглашение было сорвано, когда партнеры BP по российскому СП подали судебный иск.