В Сирии начало нового учебного года ознаменуется не только изменением одежды учеников средних школ. Студентов высших учебных заведений страны ожидает смена языка преподавания, и изменение самого их мышления.
Если дети этой осенью пойдут в школу в ярких костюмах, ничем не напоминающих форму цвета хаки, в которой учились их отцы и деды, то тысячи студентов смогут получать высшее образование на английском языке в новых университетах, построенных в дополнение к четырем государственным университетам.
Молодые люди смогут поступить, например, в один из двух частных университетов. Вчера президент Башшар Асад подписал указы об их основании в рамках комплексной программы развития образовательного сектора и административной реформы. Первый из них - частный университет Аль-Каламун - откроется в Дейр-Атыйе (северной окраине Дамаска). Административный совет компании, которой он принадлежит, возглавляет инженер Салим Даабуль. Второй университет откроется в провинции Эль-Хасака и будет называться Технологическим университетом аль-Мамуна. Им будет руководить доктор Мамун Халлак.
Последние указы Асада были подписаны им на основании президентского декрета от 16 августа 2001 года, разрешившего - впервые за всю историю современной Сирии, в 1946 году получившей независимость - открывать в стране частные университеты.
Совет по высшему образованию выдал лицензию на учреждение четырех частных университетов в отдаленных районах страны. Это дало возможность студентам в прошлом и позапрошлом годах поступать в "Открытый университет" и "Виртуальный университет", которым руководит доктор Рияд Дауди.
Условия выдачи лицензий включали в себя заключения подателями заявок соглашений с крупными университетами. Предусматривается, что количество студентов, принимаемых в новые вузы, не должно превышать 11 тысяч человек. В частности, "Свободный европейский университет" в Халебе получил разрешение на прием около 500 студентов, которые будут проходить обучение по утвержденным специальностям.
Узнав о вчерашних указах, доктор Халлак занялся подготовкой к началу нового учебного года в качестве "ректора университета". Прежде эту должность получали люди, назначавшиеся региональным руководством партии "Баас". Одновременно он будет являться "владельцем университета" (на протяжении десятилетий университеты являлись исключительной собственностью государства).
Салим Даабуль готовится к приему заявок на поступление в свой университет. В интервью Al-Hayat он назвал вчерашние указы Асада "важным и смелым шагом на пути модернизации и развития образования", - пути, на который Башшар Асад встал после своего избрания президентом страны три года назад. "Если раньше высшее образование давалось только государством, он разрешил частным учреждениям также работать в этой области", - отметил Даабуль.
С октября университет Аль-Каламун распахнет свои двери перед тысячью студентов, которые будут обучаться по следующим специальностям: менеджмент, инженерное дело, международные отношения, прикладные науки. В университете будут работать сирийские преподаватели и профессора из других арабских стран. Обучение будет вестись на двух языках - арабском и английском - под руководством британских специалистов, живущих в пригороде Дамаска.
Родителям и родственникам нескольких тысяч студентов придется смириться с высокой платой за обучение: она будет составлять от 160 до 220 сирийских фунтов (3200-4400 долларов). В Сирии привыкли к бесплатному обучению в государственных вузах, которые ежегодно принимают в свои стены 200 тысяч студентов из 220 тысяч выпускников средних школ, отличившихся в учебе.