Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 августа 2006 г.

Йенс Хартманн | Welt am Sonntag

Зона, свободная от термостатов

Россия сидит на миллиардах тонн газа и нефти. Но поскольку Россия - транжира с мировой известностью, ей все же угрожает энергетический кризис. Наихудшее призвана предотвратить масштабная атомная программа

Сергей Кириенко надел очки для подводного плаванья. Глава Росатома погружается в охлаждающую воду атомной электростанцией им. Калинина. Кириенко вместе с профессиональными водолазами занимается очисткой водоема, и спустя 20 лет после аварии в Чернобыле эту картина уже не вызывает ужаса даже среди телезрителей.

Своим участием глава Росатома рекламирует энергетику, которая в недавнем прошлом превратила несколько регионов в зоны экологического бедствия. Президент Владимир Путин принял решение развивать атомную энергетику в стремлении утолить энергетический голод экономики, которая очень быстро растет вот уже восьмой год. В 2006 году ее прирост может достичь 6%. Атомная энергия призвана заменить природный газ.

На регулируемом государством рынке газовый монополист "Газпром" получает всего 40 долларов за тысячу кубометров, хотя на Западе - 250, и экономия должна оказаться финансово выгодной. Кириенко удалось получить от правительства на атомную программу более 55 млрд долларов. 25 млрд поступят из государственного бюджета, а от российской промышленности - еще 30 млрд долларов. До 2016 году в строй должно войти 10 новых атомных электростанций - построенных, скорее всего, преимущественно российскими концернами. Деньги останутся в стране.

Россия, по мнению президента Путина, является "энергетической сверхдержавой". Страна располагает крупнейшими запасами природного газа и каменного угля, по запасам нефти она занимает восьмое место в мире. Россия - это крупнейший экспортер газа и второй в мире экспортер нефти. Однако с определенного момента, хотя бы с начала "газовой войны" с соседней Украиной, в фокусе внимания Европы находится надежность поставок энергоносителей.

И эта надежность связана не только с возможным злоупотреблением Кремлем своими ресурсами ради политических игрищ, но и с тем, насколько рационально Россия обходится с сырьем. Ведь Россия сама потребляет почти половину добытой нефти и около 60% природного газа.

Международное энергетическое агентство (IEA) подсчитало, что до 2030 года страна должна инвестировать в энергетический сектор около 900 млрд долларов. IEA отводит важную роль энергосберегающим программам. Инвестиции в повышение эффективности энергопользования могут, считают эксперты IEA, не только сделать экономику конкурентоспособной на мировом рынке, но и повысить надежность снабжения Европы энергоносителями.

Россия - это мировой лидер с точки зрения растранжиривания энергии. Стране на единицу ВВП требуется в полтора раза больше энергии, чем США, и вдвое больше, чем Европе. "40% энергии, произведенной в России, пропадает по дороге к потребителю или расходуется бессмысленно", - говорит Владимир Чупров из Greenpeace.

Чупров в начале июля отправил письмо президенту Путину, предлагая отказаться от атомной программы и вместо этого модернизировать газовые электростанции. По его расчетам, это могло бы повысить их КПД, не достигающий ныне и 30%, до 57% и привести к экономии до 50 млрд кубометров природного газа в год. Для сравнения: Германия импортирует из России 35 млрд кубометров в год.

Но не только здесь есть потенциал для экономии. Из космоса Западная Сибирь выглядит как сияющее звездное небо. Сотни светлых точек - это огненные факелы горящего сопутствующего газа, который вырывается на поверхность при добыче нефти. По данным IAE, в год бессмысленно сжигается 60 млрд кубометров природного газа. Официально Россия признает только 15 млрд кубометров. Еще одно слабое место в России - это газопроводы длиною в 575 тысяч километров. Здесь в результате утечек ежегодно пропадает 15 млрд кубометров газа.

Из-за факелов и течей каждый год в общей сложности теряется 75 млрд кубометров газа. IAE в докладе под названием Optimising Russian Natural Gas дает осторожную оценку: "Мы исходим из того, что в случае перехода на более современные технологии ежегодная экономия природного газа могла бы составить не менее 30 млрд кубометров - это пятая часть экспорта в страны ОЭСР".

"Газпром" находится в сложном положении. Исследование инвестиционного банка UBS показывает, что "уже в 2010 году высока вероятность того, что концерн не сможет выполнять свои договорные обязательства по отношению к Европе, а также внутри страны". К этому сроку в должном объеме энергосберегающие программы еще не заработают. Как следствие, "Газпром" делает ставку на приобретение частных компаний, своих конкурентов, на покупку природного газа в Центральной Азии и разведку гигантских месторождений в таких отдаленных областях, как Арктика.

Есть и альтернативные модели. "Они хотели быть автономными, как на подводной лодке", - говорит Николай Тимофеев. Инженер московской фирмы "Инсолар-инвест" получил от министерства обороны заказ на оснащение 17-этажного жилого дома. Маленькое предприятие установило тепловые насосы. В использовании тепла Земли Тимофеев и его партнеры являются первопроходцами. Здание на юго-западе Москвы - это единственный в России многоквартирный дом, обогреваемый по такому методу. Экономия энергии составляет от 30 до 50%.

Последователей у них не имеется. Причина заключается в том, что государство не создает никаких стимулов для экономии энергии. Сотрудник Greenpeace Чупров верит в действенность мелких шагов. Чтобы в 44 тысячах деревенских школ больше не дуло из щелей в оконных рамах, Greenpeace для своего пилотного проекта выбрал Рязанскую область. Стоимость термопленки и уплотнительного материала составляет 15 евро на одно окно, а достигается экономия 15% расходов на отопление.

Гигантская задача - модернизация всей отопительной системы. До сих пор Россия - это страна без термостатов, температура в квартирах регулируется путем открывания окон. Данные тепловизоров показывают, что в России теряется, уходит в никуда от 60 до 70% тепла. Немецкое энергетическое агентство Dena подсчитало: если бы Россия на треть сократила разницу с Данией в потреблении тепла на одну условную квартиру, это равнялось бы экономии в 72 млрд кубометров природного газа в год.

Но до сих пор любой, даже осторожный поворот в энергетической политике блокируется сырьевым лобби в Кремле. Чупров, человек из Greenpeace, надеется, тем не менее, на благоразумие - хотя бы по той причине, что некоторые из АЭС, эксплуатируемых в настоящее время, это станции чернобыльского типа. А насколько более надежным будет их следующее поколение, совершенно непонятно. "Когда-нибудь и в России победит понимание того, что нефтяные и газовые запасы конечны", - утверждает он.

Источник: Welt am Sonntag


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru