Из всех грозных жестов, ассоциируемых с вновь решительно действующей Россией, - от аннексии Арктики до возобновления полетов бомбардировщиков с атомными бомбами на борту - ни один не вызвал у остального мира такое замешательство, как фото обнаженного по пояс президента Путина, гордо выставляющего напоказ свою безупречную грудную клетку. Это была, безусловно, самая откровенная демонстрация политической уверенности в себе среди российских лидеров со времен пакта Молотова-Риббентропа. Мы не знаем, чему еще Влад научился в КГБ, - но по поводу методов психологической войны он явно усвоил все, что следует знать на этом свете. Как вы думаете, многие ли из политиков, которым поручено охранять нашу безопасность, будут выглядеть более выгодно, продемонстрировав свои торсы всему свету на летней рыбалке? Интересно, у Деса Брауна идеально развиты мускулы груди? Станем ли мы чуть более довольны своим местом в мире, если драгоценная грудь Дика Чейни будет выставлена на публичное обозрение?
Тактический стриптиз Влада открыл нам не только тот факт, что выучка в спецназе украшает человека на всю жизнь, но и указал, что нагота продолжает играть особую роль в распределении власти между мужчинами. Мы привыкли обсуждать, до какой степени женщины должны безопасно для себя и окружающих обнажаться (или закрывать тело) в различных обстоятельствах. К примеру, все эксперты по моде рекомендуют: если вам хочется что-то обнажить, нужно демонстрировать что-то одно - либо ноги, едва скрытые юбкой, либо глубокое декольте.
Сочетание мини-юбки с глубоким вырезом - это все равно сигарета, выкуриваемая под фуа-гра; по отдельности и то и другое может смотреться изысканно, но сделайте это одновременно, и вы уподобитесь украинской актрисе, которая впервые в жизни отдыхает в Сен-Тропе.
Итак, существует масса правил и зависящих от сезона советов насчет того, до какой степени женщинам следует обнажаться. Регулярно сравниваются достоинства "топов без плеч" и "топов, не закрывающих пупка". Но вопрос о том, при каких обстоятельствах мужчинам следует обнажать свои тела и что можно прочесть по этим телам, редко удостаивается внимательного изучения, хотя определенно этого заслуживает.
Как доказало четко продуманное обнародование Путиным фотографий, где он демонстрирует свою подтянутость, демонстрация обнаженного тела в случае мужчины - это прежде всего ход в борьбе за власть. Влад показывает нам всем, что для своего возраста (54 года) он в поразительно прекрасной форме и что, в отличие от загнивающего Запада, российские лидеры остаются физическим олицетворением энергии своей страны - классическими чемпионами в стиле тех римских императоров, которые возобновляли свой мандат на правление, чтобы руководить людьми на поле битвы или даже на арене гладиаторских боев. Это позирование с голой грудью, достойное павлина, в данном смысле отвечает духу широкого культа Путина как вожака своей нации - сильнейшего самца в стае горилл.
Хотя в наше время это явление встречается реже, провозглашение недюжинной физической крепости путем демонстрации голого мужественного торса в летние дни входило в арсенал уловок еще нескольких лидеров: от Муссолини до Джека и Бобби Кеннеди. Позирование для рекламных портретов с обнаженным торсом было еще одним способом продемонстрировать разрыв с неудачливой и обрюзгшей "старорежимной компанией" и пришествие "новой надежды".
Но тактическая демонстрация голого тела на отдыхе как способ показать свою силу определенно используется не только в политике. Мужчины определенного рода - вспомните фотографии, например, Джанни Аньелли, или Аристотеля Онассиса, или даже Майкла Уиннера, - часто склонны не только обнажать грудь, но и напяливать столь крохотные плавки, что напрашивается сравнение с воробьями, которые разбились о склон горы Маттерхорн. Эти мужчины предстают перед миром, откровенно упиваясь тем, сколько они всего демонстрируют - есть на что посмотреть, ей-богу. И, поступая таким образом, словно бы опровергают закономерность, гласящую, что выше всего богачи ценят свою защищенность, право на частную жизнь и все такое прочее.
Вообще-то в действительности они просто напоминают нам всем, что им вовсе не следует заботиться о том, чтобы нам понравиться, показывают, что над ними не властны все эти буржуазные представления о приличиях, а их недюжинная привлекательность не имеет ровно никакого отношения к их внешнему облику. Для них обнажать тело - это еще раз подчеркивать, что у них есть все, во всех смыслах этого понятия. И подспудное знание, что между наготой мужчины и его властью есть связь - чем больше у тебя денег, тем больше ты вправе обнажаться - является, по-моему, неотъемлемым мотивом нашего поведения.
Причем нагота связана не только с богатством. Наглость миллионеров определенной породы имеет свои параллели в непринужденной - мол, "а плевать мне на ваше мнение" - обнаженности до пояса любого мужчины, который фактически декларирует свою принадлежность к мачо в ситуации, когда, по идее, должен расслабляться. Появление на отдыхе без рубашки - будь то в Айя-Напе или на палубе вашей собственной яхты - означает, что вы отбрасываете скромность и, таким образом, привлекаете к себе внимание и занимаете больше пространства, чем в одетом виде. Это акт самоутверждения, пижонство. И, к какому бы социально-экономическому слою не принадлежал голый по пояс мужик, сбрасывая защитную оболочку - будь она от Fred Perry или от John Smedley, он негласно бросает другим мужчинам вызов - ну, а у вас есть то, что есть у меня? что вы прячете?
Постоянные читатели моей колонки догадаются, что мне есть что скрывать. Под моей комфортно-мешковатой рубашкой поло я прячу плоды 20 с лишним лет злоупотребления "Джинстерс". Следовательно, можно предположить, что мое отношение к курортным модам предвзято - умение предаваться порокам на отдыхе берет свое. Но, снова глядя на эти фотографии Путина, от которых кровь застывает в жилах: его холодные как лед глаза прикрыты темными очками, но торс выставлен на всеобщее обозрение, - я не могу не чувствовать, что предрассудки во мне укрепляются. Область от шеи до поясницы мужчины должна быть чем-то вроде арсенала ядерного сдерживания - все знают, что она существует, ее часто видят мельком, когда ее владелец плюхается в воду, но ее реальное состояние навеки должно оставаться в секрете.