Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 августа 2008 г.

Эндрю Пёрвис | Time

Интервью с Саакашвили: грузинский президент продолжает отстреливаться

Сейчас полночь, но президент Грузии Михаил Саакашвили только еще больше набирает темп. Во время своего интервью в своей похожей на крепость президентской резиденции на вершине холма в центре Тбилиси, Саакашвили, в синем костюме и голубом шелковом галстуке, отвечает на вопросы то по-французски, то по-английски, а заодно переписывается по sms с помощником и затрагивает самые разные темы - от современных и исторических конфликтов своей страны с Москвой до количества российских паспортов, выданных в прошлом году в Крыму (177 тыс.). Он называет министров иностранных дел европейских государств просто по имени, толкует о Джоне Маккейне и его жене, которые скоро прибудут сюда с гуманитарной миссией, рассказывает о своей недавней встрече с госсекретарем Кондолизой Райс, продлившейся пять часов. Его интонация варьируется от задиристой до нескрываемо саркастической.

Саакашвили признается, что спит всего четыре часа в сутки. Глубокая ссадина на его правой руке - напоминание о том, как на прошлой неделе в Гори телохранители повалили его на землю, когда прямо над ними пролетели российские бомбардировщики, - только начала заживать. "Сейчас мы переживаем самый решающий момент, - говорит он своей пулеметной скороговоркой. - Мы должны сохранить нашу силу и показать народу, что мы сильны. И мы пойдем до конца. Мы будем сопротивляться [России]. Мы вытесним их со всей нашей территории".

Тем не менее, он признает, что находится в отчаянном положении. "Это яростная битва. Мне не нравится быть лидером страны в военное время". Но, по его словам, единственный способ склонить Россию к выводу войск - это не ответный удар на поле боя, а "поразить их в больное место", каковым являются банковские счета на Западе. Говоря о российской армии, он презрительно фыркает: "Новая холодная война им не по плечу. Они плохо экипированы, плохо вооружены, многие из них ходят пьяные. Их просто очень много количественно, вот и все".

На вопрос о решении Грузии две недели тому назад усилить атаки на осетинские позиции в Цхинвали - решении, которое, по мнению некоторых наблюдателей, дало России предлог для вторжения, Саакашвили отвечает: "Выбора не было. Можно было выбирать только одно из двух: либо сопротивляться, либо не сопротивляться и смотреть, как Россия займет нашу страну и дойдет до самой столицы". Амбиции России, поясняет он позже, не ограничиваются притязаниями на Южную Осетию. "Они пришли, чтобы занять всю Грузию, - говорит он. - Увидели, что мы здесь процветаем, и решили положить этому конец". Кроме того, был, разумеется, и аспект, связанный с глобальной политикой. Российская сторона, по словам Саакашвили, "думает, что освобождает Грузию от нашего ужасного прозападного политического класса". Собственно, утверждает Саакашвили, они надеялись, что российское вторжение всколыхнет грузин, заставит их восстать и сместить президента. "В этом состояла их стратегическая ошибка. Политиков такими средствами не смещают. Наоборот, таким образом их мощь укрепляют".

"А что мы должны были делать - просто наблюдать? Кто бы нам это простил? Я знаю, что воевать с этой армией невозможно, но не могли же мы просто сдаться. У нас не было выбора". И все же, признает он, "у меня не было хороших разведданных, и у моих друзей - тоже". По его словам, он уже ожидал нападения, но двумя неделями позже, и в Абхазии, а не в Южной Осетии.

В данный момент, говорит Саакашвили, "русские продолжают оккупацию, но в иной форме. Они отводят войска от Гори, но в других местах продвигаются вперед. Теперь все зависит от доброй воли России. Зачем они будут отводить войска? Их действия полностью сходят им с рук". Вину за это он возлагает на соглашение о прекращении огня, заключенное при посредничестве международного сообщества, называя документ "двусмысленным и очень слабым". Саакашвили говорит, что никогда не рассчитывал на вмешательство вооруженных сил США, но ожидал, что Америка "велит России сбавить обороты и прекратить эти действия".

Тем не менее, он продолжает надеяться. "Чтобы отразить агрессию, требуется время. Но пусть они знают, что это произойдет". Однако "Грузия не может отразить российскую агрессию в одиночку. Истинный выход в том, чтобы принять меры, чтобы России это не сходило с рук. Они убеждены, что остальной мир вскоре просто позабудет о том, что здесь случилось. Такого допускать нельзя".

Источник: Time


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru