Демократия отступает в самом богатом алмазодобывающем российском регионе России. Кремль пытается поставить своих людей во главе самых ценных неликвидных активов страны.
Ужесточение контроля над российскими алмазными прибылями стало еще важнее в связи с тем, что падение цен на нефть подрывает параметры федерального бюджета на следующий год. Поэтому государство ведет плохо замаскированную кампанию за победу в воскресной президентской гонке в Якутии, ледяной сибирской республике, славящейся своими крупными алмазами.
Москва пожертвовала демократией, чтобы укрепить свой контроль над региональными богатствами, утраченный в годы правления Бориса Ельцина. Многие правозащитники критикуют такое вмешательство. Некоторые аналитики говорят, что уровень коррупции в этом регионе настолько высок, что у Москвы просто не остается выбора.
В начале девяностых Ельцин боялся, что национализм, который повлиял на развал Советского Союза, распространится и на многонациональные регионы России, и предоставил нескольким крупным провинциям широкие властные полномочия. Республика Якутия, где большинство жителей занимаются оленеводством и рыболовством, получила собственного президента, собственную конституцию, право на собственный язык. Местные власти получили контроль над гигантской алмазодобывающей монополией "Алроса", по объемам добычи уступающей только Ботсване.
Владимир Путин пытается отобрать подобные властные полномочия. Он считает, что некоторые российские регионы потеряли голову от обретенной независимости. В последнее время он сосредоточился на холодных алмазных шахтах Якутии.
В этом году Москва заявила, что собирается увеличить свою долю в "Алросе" с 32% до 51% и укрепить контроль над ежегодными продажами "Алросы", составляющими 1,7 млрд. долларов США. На этой неделе в столицу Якутии летал министр финансов Алексей Кудрин, чтобы подписать пятилетнее торговое соглашение с De Beers.
Российские СМИ и аналитики говорят, что Кремль ведет бесцеремонную кампанию, пытается отправить в отставку местного президента Михаила Николаева и поставить во главе республики своего человека. "Завершающаяся в воскресенье избирательная кампания побила все рекорды по количеству исков и грязного пиара", - сказала на этой неделе газета "Время Новостей".
В четверг пресс-секретарь Кремля заявила, что Кремль не вмешивается в ситуацию. "Мы не вмешиваемся в выборы, - сказала она. - Исход определяет воля народа каждого региона".
Политические аналитики говорят, что с начала года признаков давления со стороны федеральных властей становится все больше. Счетная палата, контролирующая правительственные расходы, сообщила о многочисленных финансовых махинациях в республике, обвинила местные власти в том, что они собирают с "Алросы" "ренту", в четыре раза превышающую допустимые нормы, и в том, что они растратили средства федерального правительства, предназначенные для борьбы со страшными наводнениями этого лета. Из региона заявили, что никаких нарушений совершено не было.
Николаев несколько раз встречался в Москве с Путиным и на прошлой неделе снял свою кандидатуру и поддержал кремлевского кандидата Вячеслава Широва, возглавляющего компанию "Алроса". На показанной по телевидению церемонии награждения Путин молча поддержал Широва, вручив ему медаль и поблагодарив за помощь в ликвидации последствий наводнений.
Российские СМИ утверждают, что Путин хочет убрать Широва из алмазной компании и поставить во главе нее союзника, знакомого ему по работе в правительстве Санкт-Петербурга. За последний год Путин назначил на многие важные правительственные и корпоративные посты петербуржцев. Например, один из них занял пост главы газовой монополии "Газпром".
Правозащитники говорят, что Кремль постоянно вмешивается в региональные выборы. Юрий Коргонюк из московского исследовательского центра "Индем" сказал, что воскресные выборы в Якутии нельзя назвать демократическими, но добавил, что не критикует Москву за вмешательство. "Николаев должен был уйти, потому что уровень коррупции в Якутии был возмутителен даже для региональной республики, - считает он. - Демократия хороша там, где есть гражданское общество, но там, где основой общества становятся кланы... любые выборы становятся победой кланов, какими бы коррумпированными те не были".