В то время как слухи вокруг таинственного покупателя главного актива ЮКОСа не затихают, председатель правления ЮКОСа заявил, что объем производства нефтяного гиганта начал падать, и для того, чтобы сохранить производство, понадобятся значительные инвестиции.
Принудительная продажа в воскресенье подразделения ЮКОСа, которое поставляет около 1% нефти в мире, вызвала критику со стороны США. Вчера пресс-секретарь Госдепартамента отметил, что аукцион снизил доверие к России как к месту, где можно заниматься бизнесом.
Глава ЮКОСа Стивен Тиди на пресс-конференции в Лондоне сказал, что объем производства компании упал всего "на пару процентов" и по-прежнему составляет почти 1,7 млн баррелей в день, учитывая добычу дочернего предприятия, проданного в воскресенье. Но за последние четыре месяца инвестиции компании сократились на 800 млн долларов, добавил он. Новому владельцу "Юганскнефтегаза", филиала, проданного на аукционе, придется сделать "значительные капиталовложения", чтобы предотвратить резкое снижение объема производства в будущем году, отметил он.
Опасения по поводу срыва поставок, вызванные преследованиями ЮКОСа со стороны Кремля, в этом году способствовали повышению мировых цен на нефть, хотя ЮКОС продолжал добывать и экспортировать нефть, несмотря на кризис с наличностью. Но хотя месторождения компании, как ожидается, будут действовать, сам ЮКОС ждет полное уничтожение: по словам правительственных чиновников, для покрытия налоговых долгов в размере 28 млн долларов, возможно, понадобится дальнейшая продажа активов.
Тиди отметил, что компания становится "все более анемичной в смысле доступности наличных средств" и ей становится "трудно" оплачивать повседневные расходы и платить налог на экспорт.
Вчера пресс-секретарь Госдепартамента Ричард Баучер заявил, что поведение России "является серьезной проблемой для деловых кругов и снова и снова вредит попыткам России привлечь капиталы для развития, эффективной и выгодной разработки ее нефтяных ресурсов".
ЮКОС, на прошлой неделе добившийся в американском суде по делам о банкротстве в Хьюстоне решения, блокирующего заявку "Газпрома", вчера подал в суд документ, в котором говорится, что продажа является нарушением судебного решения. Он добавил, что будет в судебном порядке оспаривать права ООО "Байкалфинансгруп", таинственного претендента, победившего на воскресном аукционе, предложив 9,37 млрд долларов, равно как любого, кто купит актив позднее. В решении суда в Хьюстоне упомянуты контролируемая государством газовая монополия "Газпром" и западные финансисты, но в нем не упоминается компания "Байкал", еще не зарегистрированная на тот момент для участия в аукционе.
Вчера акции ЮКОСа на РТС упали на 26%, до 55 центов.
Российские министерства и регулирующие органы не ответили на вопросы по поводу "Байкала". Аналитики спорят о том, имеет ли компания связи с другими энергетическими компаниями, включая те, которые считались фаворитами на аукционе: "Газпромом" и "Сургутнефтегазом", богатой сибирской нефтяной компанией, близкой к Кремлю. Обе компании отрицали свои связи с "Байкалфинансгруп".
Пресс-секретарь антимонопольного ведомства Ирина Кошунина заявила, что "Байкал" предоставил информацию о своих основателях и своей деятельности в нефтегазовом секторе, представляя заявку, но отказалась сообщить подробности. "Это коммерческая тайна", - сказала она.
Жители Твери, где зарегистрирована компания "Байкалфинансгруп", заявили, что ничего о ней не знают. В здании, где она формально зарегистрирована, находятся магазины, торгующие спиртным, бакалеей и мобильными телефонами, бар "Кафе Лондон", но там нет никакой нефтяной компании. Сотрудница бара Валентина Васильева сказала, что никогда не видела нефтяных магнатов в числе своих клиентов. "Мы бы их сразу заметили", - заявила она. В регистрационной палате Твери ответили, что информация о "Байкалфинансгруп" является "конфиденциальной".
Тиди, который не был в России как минимум три недели, должен был вернуться на прошлой неделе, но решил воздержаться, так как рейды, обыски и аресты менеджеров и других сотрудников ЮКОСа в декабре шли по нарастающей. В Лондоне он заявил: "Я лучше буду 18 часов в день работать, чем 12 часов в день сидеть на допросах". ЮКОС заявил, что не думает, что ему грозит арест. Финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор также назвал опасения быть арестованным причиной своего переезда в Хьюстон.