Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 декабря 2007 г.

Тони Хэлпин | The Times

Пытки, железный кулак и хитрая логика задают фон для решающей победы Ислама Каримова

К 41-му дню рождения Тахира Нормухамедова сотрудники тюрьмы отправили его домой. Его труп с признаками пыток привезли на скорой. Его ягодицы были рассечены и сожжены электрошоком, спина казалась одним сплошным синяком из-за неоднократных побоев, а в черепе была вмятина.

Нормухамедов стал последней жертвой того, что ООН называет "повседневным применением пыток" в Узбекистане при Исламе Каримове. Президент Каримов держит в железном кулаке самое густонаселенное государство Центральной Азии с 1989 года, а после выборов в воскресенье, которые Запад считает фарсом, получит еще один 7-летний срок.

69-летний Каримов, согласно конституции, не может быть даже кандидатом - конституция ограничивает полномочия президента двумя сроками. Свой первый срок он продлил с помощью референдума до 2000 года, а затем был переизбран 91% голосов в ходе сфальсифицированных выборов.

В 2002 году по итогам еще одного референдума его президентский срок был увеличен с 5 до 7 лет. Азиз Абидов, пресс-секретарь Центральной избирательной комиссии в узбекской столице, Ташкенте, пояснил: "Это был первый срок, потому что до этого у нас не было 7-летнего срока. Если глава государства выиграет на выборах, это будет его второй срок. Все делается в соответствии с законом".

Не многие смеют выступать против такой логики. Большинство оппозиционных фигур находятся в тюрьме или в изгнании, и единственным вопросом в день выборов будут доли процентов, с которыми победит Каримов. Чтобы выборы казались более демократичными, чем в 2000 году, когда даже единственный оппонент Каримова проголосовал за него, Каримову противостоят три кандидата, которых один местный наблюдатель назвал "тетками Салли" (народная игра, объект для насмешек или оскорблений. - Прим. ред.)

"Все делается по приказу сверху, и люди просто боятся. Он будет избран, потому что все будет сфальсифицировано", - заявил Сурат Икрамов, возглавляющий небольшую группу правозащитников.

63-летний Икрамов находится под постоянным наблюдением тайной полиции, в 2003 году он уже подвергался жестокому избиению. За минувшее десятилетие его организация зарегистрировала более 12 тыс. случаев заключения людей в тюрьму по политическим и религиозным мотивам.

Наступление властей усилилось после того, как в 2005 году в городе Андижан военные убили сотни протестующих. Каримов настаивает, что он борется с терроризмом исламистских боевиков, намеренных свергнуть правительство.

Критика из Вашингтона заставила его закрыть американскую военную базу, созданную для ведения войны в Афганистане. Каримов также выслал иностранные неправительственные организации и оживил отношения с Россией.

ЕС ввел военное эмбарго и запрет на выдачу виз чиновникам, подозреваемым в причастности к резне в Андижане. В октябре с целью побудить Узбекистан "предпринять позитивные шаги для улучшения ситуации в области прав человека" он отменил запрет на передвижение.

Нормухамедов скончался 13 ноября. Его сестры, Ранох и Донох, рассказали The Times, что он был агентом по недвижимости, которому, к несчастью, случилось побывать в доме, находившимся под наблюдением тайной полиции.

Его обвинили в членстве в запрещенной исламистской группировке "Хизб ут-Тахрир" и в 2002 году посадили в тюрьму на 8 лет. Его семья говорит, что он был религиозным человеком, но никак не был связан с боевиками. "Мы знаем, кто его пытал, но им ничего не было. Когда мы пошли в тюрьму спросить почему, они сказали - потому, что он молился. Официально нам сообщили, что у него случился сердечный приступ", - рассказала Донох.

Самое активное давление с тем, чтобы отменить санкции против Узбекистана, исходило от Германии, которая хочет развивать торговлю и у которой есть военная база в Термезе для поддержки операций НАТО в соседнем Афганистане. "Узбеки считают немцев своими друзьями в ЕС, однако немцам это по-прежнему ничего не дало", - заметил один западный наблюдатель.

В прошлом Узбекистан процветал на древнем Шелковом пути между Европой и Азией, а узбекские города Самарканд и Бухара являлись ключевыми торговыми центрами. Он по-прежнему богат ресурсами, особенно хлопком, нефтью и газом.

Правящая клика Каримова удерживает жесткий контроль над богатствами Узбекистана, в то время как треть из 27 млн граждан живут в нищете, миллионы жителей уехали. Признаков предвыборной кампании почти не заметно в мрачной столице, где на зданиях в советском духе красуются президентские цитаты, а на рекламных щитах висят изображения Каримова, приветствующего "обожающий его народ".

"Я не вижу никакой надежды на изменения. Режим очень силен", - говорит Умида Ниязова, журналистка и правозащитница, которую в мае посадили на 7 лет после того, как на ее компьютере обнаружили материалы об Андижане. На прошлой неделе благодаря международным протестам Ниязову, у которой есть 2-летний сын, освободили, но запретили на протяжении 7 лет выезжать из Ташкента и обязали каждый вечер быть дома к 22:00.

Она беспокоится за 23 других активистов, которые еще находятся в тюрьме. Исходя из собственного опыта, она заметила: "Многие мои друзья за границей или в тюрьме, так что, может быть, просто настала моя очередь. Мне страшно, но в то же время у меня есть человеческое достоинство".

Любитель крепкого словца

- Ислам Каримов родился в Самарканде в 1938 году, вырос в детском доме. Изучал инженерное дело и экономику. До краха СССР был первым секретарем Коммунистической партии Узбекистана.

- В парламенте в 1998 году Каримов сказал об исламских экстремистах: "Подобным людям нужно пускать пулю в лоб. Если понадобится, я стану расстреливать их сам"". Правозащитные организации полагают, что в ходе зачисток были задержаны многие мирные мусульмане.

- Его ответ терроризму подвергается критике как слишком тяжеловесный. После вспышки насилия в 1999 году Керимова сказал: "Я готов оторвать голову двум сотням человек, пожертвовать их жизнями, чтобы спасти мир и спокойствие в республике".

- В 1999 году Каримов отреагировал на критичный доклад ОБСЕ о выборах 1999 года словами о том, что ОБСЕ сосредоточена только на установлении демократии, защите прав человека и свободе прессы, а он сомневается в этих ценностях.

- В правление Каримова экономика серьезно зависит от хлопка. Медленный рост 1990-х годов в последнее время сменился значительными показателями - хотя США полагают, что цифры не соответствуют действительности. Серьезной проблемой остается инфляция - 20-40%, а низкие показатели безработицы скрывают высокий уровень неполной занятности.

Источники: Госдепартамент США, ЦРУ, Human Rights Watch

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru