В четверг Сербия подпишет с "Газпромом" контракт на 10 лет, который упрочит ее растущую зависимость от российского газа, но обеспечит ей выгодное положение регионального узла в газотранспортной системе Юго-Восточной Европы, сообщает в блоге на сайте Financial Times журналист Нил Макдональд. Новый контракт касается цен на природный газ и предполагает строительство газоэлектростанций и дополнительных хранилищ газа, сказал Душан Баятович, глава государственной газораспределительной компании Srbijagas.
"Сейчас, когда над экономикой сгущаются тучи и перспективы дальнейшего расширения ЕС находятся под вопросом, присутствие государственных российских компаний в Сербии заметно как никогда", - отмечает автор. Переговоры о российском кредите в 800 млн долларов на модернизацию железных дорог в Сербии вступили в завершающую фазу. Сделка гарантирует заказы дочерним компаниям РЖД и закупку локомотивов в России. "Согаз", подразделение "Газпрома", недавно получил лицензию на создание в Сербии страховой компании.
"Они пытаются защитить здесь свои интересы, особенно в нефтегазовой сфере. Вероятно, они намерены навязать себя как страховщика российских трубопроводов по всему региону", - сказал в интервью неназванный сотрудник некой сербской страховой компании. Источник подчеркнул, что "Согаз" также обосновался в Болгарии, Румынии и Венгрии - странах, которые наряду с Сербией находятся на основной трассе проектируемого газопровода "Южный поток".
Сближение заметно и в других сферах помимо бизнеса, отмечает газета. В будущем году Россия откроет в Нише на юге Сербии Гуманитарный центр, который, как сообщил глава МВД Ивица Дачич, будет реагировать на чрезвычайные ситуации в Европе и других регионах. "Возможно, это учреждение появится как раз вовремя, чтобы поддержать Социалистическую партию (председателем которой является Дачич. - Прим. ред.) на парламентских выборах", - замечает автор.
По словам аналитиков, еще важнее, что центр расположен вблизи Косово: "он увеличит возможности России и Сербии для вмешательства в дела этой спорной области, где миротворцы НАТО обеспечивают безопасность на фоне трений с местным сербским меньшинством".
Официальные лица Сербии часто приветствуют сотрудничество в нефтегазовой сфере как приложение к поддержке со стороны Москвы в споре за Косово. "Сербия пыталась стремиться к вступлению в ЕС, одновременно отказываясь признать Косово. Эта амбивалентная политика провалилась, тем более что финансовые передряги нынешнего года заставили государства ЕС твердо отказаться от приема балканских стран в блок", - утверждает автор.
Встает неизбежный вопрос: уж не является ли российский бизнес в Центральной и Восточной Европе "продолжением политики другими средствами"? Российские транснациональные компании гораздо чаще, чем западные, обвиняют в том, что они не просто ищут выгоды, а выполняют инструкции политиков.
Как бы то ни было, после 2008 года в сербской экономике возник вакуум, поскольку прямых инвестиций из ЕС стало гораздо меньше. "Но Россия не вкладывает деньги в создание производств с нуля - в шаги, которые позволили бы сербской экономике развиваться и сократить число безработных", - отмечает издание.
ЕС продолжает осуществлять проекты в области инфраструктуры: испанские и австрийские компании (наряду с китайскими) строят новые мосты в Белграде. Восстановление мостов и железных дорог после бомбардировок 1999 года началось только теперь, отмечает автор.