Вчера сотруднику ФБР, занимающемуся контрразведывательной деятельностью против России, было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Москвы, нанесшем серьезный ущерб национальной безопасности и разведывательным операциям США. Согласно заявлениям официальных лиц и документам, имеющимся в распоряжении суда, результатом его более чем 15-летней шпионской деятельности стала казнь двух российских двойных агентов.
Москва предположительно выплатила 56-летнему Роберту Филипу Хансену в качестве вознаграждения более 1,4 млн. долларов наличными, бриллиантами и депозитами в российских банках,- сообщил директор ФСБ Луис Фри на пресс-конференции, в ходе которой он в общих чертах рассказал о заговоре и о том, как он был раскрыт.
Хансен был арестован в воскресенье в парке городка Виенна, расположенном неподалеку от его скромного дома, когда он пытался заложить в тайник совершенно секретные документы, предназначенные агентам российской разведки, в обмен на 50 000 долларов наличными, оставленными в другом Арлингтонском парке,- сообщил Фри.
Эксперты охарактеризовали дело Хансена как худший шпионский эпизод в истории ФБР.
Оставляя документы и дискеты для своих связников (которых он не видел) в парках Северной Вирджинии, Хансен поставил под угрозу многих источников и передал десятки совершенно секретных отчетов, раскрывающих ядерные секреты, методы электронного шпионажа и другие важные сведения. Об этом говорится в 109-страничных показаниях, данных в американском окружном суде Александрии. В них сообщается также, что он сорвал расследование, которое в 1989 году вело ФБР в отношении бывшего сотрудника госдепартамента Феликса Блоча.
К примеру, за один раз в 1988 году Хансен передал через тайник "совершенно секретные" документы ЦРУ о ядерных программах, "совершенно секретный" исторический отчет ФБР о советских перебежчиках и их вербовке, а также "совершенно секретный...перечень будущих потребностей разведки" и "секретный" отчет ЦРУ о вербовках агентов КГБ.
"Окончательный размер нанесенного ущерба пока неизвестен,- заявил вчера Фри.- Мы считаем, что он был просто огромным. Это самое серьезное предательство в отношении правового государства, какое только можно представить."
Фри сообщил, что он поручил бывшему директору ФБР и ЦРУ Уильяму Вебстеру возглавить специальную комиссию, которая должна выяснить, почему столь серьезные нарушения правил безопасности так долго не удавалось обнаружить.
Американские официальные лица не могут сообщить, как им удалось получить исключительно подробные сведения о деятельности Хансена, содержащиеся в письменных показаниях, и как сотрудник ФБР попал под подозрение. В показаниях упоминаются письма и конверты, отправленные российским или советским источникам. В некоторых случаях на них есть почтовые марки отправителя и обратный адрес.
Подтвердив, что доверяет Фри, президент Буш назвал выдвинутые против Хансена обвинения "исключительно серьезными" и "очень тревожными".
"Это трудный день для тех, кто любит нашу страну, и особенно для тех, кто служит в правоохранительных органах и разведке",- подчеркнул вчера Буш, находясь на борту президентского самолета.
Арест вызвал тревогу и в конгрессе. "Это может стать очень, очень серьезным делом о шпионаже,- заявил председатель сенатского комитета по разведке Ричард Шелби.- Здесь мы имеем дело с ветераном ФБР, который долгое время занимался контрразведкой. Он многое знает. Он мог многое им передать."
Эксперты сравнили деятельность Хансена с деятельностью сотрудника ЦРУ Олдрича Эймса, который был арестован в 1994 году после того, как 9 лет шпионил в пользу Москвы. Деятельность Эймса привела к гибели 10 американских агентов, и следователи вчера заявили, что Хансен был причастен по крайней мере к двум из этих смертей.
Официальные лица в российском посольстве от комментариев уклонились.
Хансен стал третьим агентом в истории ФБР, арестованным по обвинению в шпионаже. В 1997 году Эрл Эдвин Питтс был признан виновным в шпионаже в пользу Москвы. В 1984 году за шпионаж был осужден Ричард Миллер.
Хансену, который будет находиться под стражей до очередного заседания суда, намеченного на 5 марта, в случае признания его виновным в шпионаже, грозит смертный приговор. По словам его адвоката Плато Качериса, охарактеризовавшего душевное состояние подзащитного как неуравновешенное, Хансен намерен заявить о своей невиновности.
Женатый человек, отец 6 детей специализировался на контрразведывательной деятельности: большую часть своей 27-летней карьеры в ФБР он провел, наблюдая за посольством России в Вашингтоне, а также официальными российскими представительствами в Нью-Йорке. По словам официальных лиц, он работал в штаб-квартире ФБР, отделении ФБР в Нью-Йорке и в течении 5 лет был прикомандирован к госдепартаменту.
Некоторые знавшие его сотрудники ФБР рассказывают, что он отличался мрачным и угрюмым характером, за что в нью-йоркском отделении ФБР его прозвали "Доктор Смерть", а его коллеги в Вашингтоне за глаза называли Хансена "сотрудником похоронного бюро". "Он был похож на отрицательного персонажа в спектакле",- заявил один агент ФБР.
Письменные показания рисуют ужасную картину того, как шпион продавал очень важную информацию и получал большие суммы наличных денег, которые для него оставляли в тайниках в Северной Вирджинии.
В период с 1985 по 1991 год и с 1999 года по настоящее время Хансен предположительно передал для российских и советских агентов 27 писем и 22 пакета. Взамен Москва передала для него 33 пакета с 600 000 долларов наличными и драгоценностями.
По имеющимся сведениям, Хансен информировал своих хозяев о специальных методах работы и конкретных объектах внимания ФБР. Он предупредил советскую сторону о начатом в 1989 году ФБР расследовании в отношении Блоча, которого запечатлели на видеопленку во время передачи портфеля советскому представителю, но которого так и не судили за шпионаж.
"Блоч был таким тупицей... защищая его, я испытывал чувство, близкое к ненависти, но он был вашим другом. Если бы наш парень, направленный в Париж, был бы поумнее и порасторопнее, оба были бы уже мертвецами. К счастью для вас, он был лишен и первого, и второго",- предположительно писал Хансен в ноябре сотрудникам российской разведки.
Известный русским только как "Рамон" или "В", Хансен отказывался ездить за границу, встречаться со своими связниками и называть им свое имя и название организации, в которой он работал. По словам Фри, Хансен использовал свой богатый опыт и хорошую подготовку в качестве оперативного сотрудника разведки.
"Встречу в этой стране действительно нетрудно организовать, но я очень не хочу этого делать не потому, что это опасно, а поскольку это бы меня расрыло. Подобная изоляция - моя лучшая защита от предательства со стороны мне подобных",- предположительно писал Хансен в упомянутом письме, которое - о чем свидетельствуют письменные показания - ФСБ извлекло из дискеты во время осмотра его портфеля в феврале этого года.
Отношения Хансена с русскими начались в 1985 году, когда Хансен - в то время он работал в нью-йоркском отделении ФБР - написал оперативнику КГБ письмо, в котором предложил свои шпионские услуги, однако намекнул, что хочет получать за это деньги. В завершении своего послания он назвал имена трех сотрудников КГБ - Бориса Южина, Сергея Моторина и Валерия Мартынова - завербованных американской разведкой, тем самым подтвердив информацию, ранее переданную русским Эймсом.
Моторин и Мартынов были осуждены за шпионаж и казнены. Южина посадили в тюрьму, а после своего освобождения он эмигрировал в США. Вчера он отказался от комментариев.
С 1995 по январь этого года Хансен был прикомандирован к госдепартаменту, где проводилось внутреннее расследование. В то время госдепартамент сотрясали скандалы, связанные с обеспечением безопасности, включая выдворение из США в 1999 году российского шпиона, снимавшего информацию с подслушивающего устройства, установленного на восьмом этаже в конференц-зале.
Согласно письменным показаниям, в одном из писем в ноябре прошлого года Хансен выразил сожаление, что плохая связь не позволила ему предупредить своих российских хозяев о расследовании, связанном с "жучками". "Мне еще раньше было известно об обнаружении микрофонов неизвестного происхождения, однако обычным путем я об этом сообщить не мог,- писал Хансен.- Подобную ситуацию следует исправить, если вы хотите, чтобы моя деятельность была наиболее эффективной."
С 1998 года Хансен регулярно вводил свое имя, адрес и слово "тайник" в электронное досье ФБР, чтобы убедиться, что он вне подозрений.
В некоторых своих посланиях Хансен высмеивал свою страну и ФБР, говоря своим хозяевам, чтобы они не "переоценивали возможности ФБР по противодействию русской разведке", и сравнивая США с сильным, но умственно отсталым ребенком, потенциально опасным, но молодым, незрелым и легко управляемым".
Милт Беарден, возглавлявший восточноевропейский отдел оперативного управления ЦРУ с 1989 по 1992 год, заявил, что ущерб, причиненный шпионской деятельностью Хансена, сейчас трудно оченить.
"Этот ущерб трудно соизмерить,- подчеренул он.- Если судить по его послужному списку, он был в состоянии нейтрализовать многие направления деятельности ФБР. Он был знаком со всеми их планами."
Чтобы определить ущерб,- отметил Беарден,- контрразведчики из ФБР и ЦРУ должны будут изучить весь 15-летний период и выявить все имевшиеся тогда отклонения от нормы."
"По своим возможностям его можно назвать фэбээровским Олдричем Эймсом, - считает Боб Блицер, знавший Хансена как спокойного, сдержанного парня, когда Блицер возглавлял отдел ФБР по борьбе с внутренним терроризмом.- Прекрасно, что его схватили, но необходимо задать вопрос: Как могло произойти, что так долго никто ничего не знал о его деятельности? Это ужасно как для ФБР, так и для страны."
Когда Хансен вчера появился в американском окружном суде, на нем были черная рубашка и серые брюки. Он ничего не говорил, но когда его выводили из зала суда, он поднял голову, чтобы взглянуть на лица родных.
Судья Тереза Бучанан вынесла вердикт, согласно которому Хансен будет находиться под стражей без права освобождения под залог до начала предварительных слушаний, намеченных на 5 марта. Помощник прокурора Рэнди Беллоуз подчеркнул, что следователи хотят наложить арест на имущество Хансена, пока будет осуществляться поиск доходов, полученных им в результате преступной деятельности.
Хансена обвиняют также в заговоре с целью шпионажа и самом шпионаже. Оба обвинения могут обернуться для него пожизненным заключением, но при определенных условиях ему может быть вынесен и смертный приговор - если докажут, что он передавал важные сведения в ядерной области или выяснится его причастность к деятельности, повлекшей за собой гибель людей.