Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 февраля 2008 г.

Катя Тихомирова | Berliner Zeitung

Образцовый ученик

Через несколько дней в Кремле Дмитрий Медведев станет наследником своего учителя Владимира Путина. Но до сих пор обозначены далеко не все контуры

Дмитрий Медведев был крепким студентом, добросовестным, но не выдающимся. Николай Кропачев, декан юрфака Санкт-Петербургского университета, сидит в конференц-зале факультета в тяжелом кожаном кресле, откинувшись назад и облокотившись на подлокотники. Его руки повернуты ладонями вверх, и он как будто хочет этим сказать: "Мы дали его миру". Крепкий, но не выдающийся. Эту оценку своему бывшему студенту Дмитрию Медведеву декан дал шесть или семь лет назад.

Тогда Медведев как раз попал в Кремль. В администрацию президента. Когда Кропачев надиктовывал российскому журналисту свое авторитетное мнение, еще никто не думал о том, что этот крепкий и добросовестный кандидат юридических наук когда-нибудь будет претендовать на самую высокую государственную должность.

С тех пор декан неоднократно корригировал свое мнение о Медведеве. Правильнее сказать, модифицировал его. С каждой ступенью политической карьеры, на которую поднимался Медведев, он добавлял к его образу новые грани.

Сейчас Кропачев, если задать ему тот же вопрос, даст на него уже гораздо более развернутый ответ. "Кто мог предвидеть в 80-е годы, что когда-нибудь у нас будут демократические выборы и современное государство?" - предваряет он свою новую оценку. Однако теперь, когда его бывший ученик собирается стать президентом этого современного и демократического государства, его профессор вспоминает, что "уже тогда в нем была заметна исключительность". "Он был серьезным и ответственным студентом". И таким же преподавателем.

Уже его дипломная работа соответствовала уровню диссертации, а диссертация была "блестящей". А еще "очень актуальной", добавляет Кропачев. Ее темой были "Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия".

Работа вышла в 1990 году. С тех пор она приобрела еще большее значение, говорит декан, отдавая дань прозорливости своего ученика. "Не говоря уже о его личных качествах". Медведев - "лидер", в этом нет никаких сомнений. "Со слезами на глазах" он отпустил своего "лучшего преподавателя, ученого и менеджера", когда 1999 году тот покинул университет после девяти лет преподавательской деятельности.

Меж тем подобные высказывания Кропачев делает ежедневно. Пресса испытывает голод. Кто он, Дмитрий Медведев? Это вопрос волнует мир с тех пор, как в Кремле его избрали преемником Путина. И декан стал главным ответственным за раннюю стадию биографии этого выходца из низов.

С точки зрения российской прессы, Кропачев с его дифирамбами входит в штаб руководства операцией "Преемник". Соответственно, от него нечего ждать рассказа о реальном положении вещей. Дело Медведева остается покрытым туманом.

Юридический факультет может гордиться не только будущим, но и нынешним российским президентом, тоже его выпускником. Кропачев умело использует это в своих интересах. Вскоре он станет ректором СПбГУ. Конкурентов у Кропачева нет, он единственный кандидат на выборах, которые пройдут в мае.

Нет конкурентов в предвыборной президентской гонке и у Медведева. Это предвыборная кампания, которая таковой не является, поскольку в ней не участвует ни один серьезный оппозиционный кандидат. Соответственно, нет никого, кому мог бы противопоставить себя предпочтительный преемник Владимира Путина и обрести тем самым отсутствующие контуры. Сейчас же представляется, что информация, отсутствующая в отношении кандидата, компенсируется пропагандой. Дмитрий Медведев - молодой динамичный кандидат. Один из тех, кто имеет качества лидера, руководителя. Таким хочет представить его предвыборная пропаганда.

При этом его учитель Владимир Путин назначил его хранителем своего наследия, которое он собирается оставить за собой. Вероятно, поэтому образ кандидата в российские президенты похож на фантом и противоречив, иногда до комизма.

Еще как председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев недавно отметил 15-летие концерна. По этому поводу верхушка концерна собралась в Кремлевском дворце, где она и развлекалась вместе со своими гостями. Никому не придет в голову обидеть один из крупнейших в мире энергетических концернов. Уходящему председателю совета директоров и известному поклоннику хард-рока был сделан прощальный подарок. На вечер были приглашены стареющие рокеры Deep Purple и Тина Тернер.

"Это просто какой-то сюр, - восторгался затем восхищенный Медведев. - Когда в 13 лет я начал слушать Deep Purple, это было запрещено". Он никогда даже и не мечтал услышать "известную группу" в Кремлевском дворце.

Для группы Deep Purple событие тоже должно было походить на сюр. "Если люди не привыкли ходить на концерты рок-музыки, то они не знают принятых правил поведения, - объяснил после выступления в Sunday Times вокалист Иен Гиллан Суннай. - Довольно трудно сходить с ума, когда ты в строгом костюме и пришел сюда прямо из своего рабочего кабинета".

На официальной фотографии Дмитрий Медведев - еще в костюме и галстуке - за кулисами вместе с группой. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Рядом с постаревшими рокерами любезно-восторженный Медведев выглядит скорее подростком. Однако вряд ли кто имел намерение слепить для него имидж хард-рокера. Скорее, хотелось, чтобы кандидат казался менее чопорным, чем есть на самом деле.

Ничто не указывает на то, что Дмитрий Медведев когда-нибудь сбивался с прямого пути. Он родился в 1965 году в интеллигентной семье, пошел в школу в Санкт-Петербурге и еще в первом классе познакомился со Светланой, светленькой девочкой из параллельного класса, на которой спустя 18 лет он и женился. Сегодня Светлана Медведева, дипломированный педагог, награжденная женским орденом Преподобной Евфросинии, как руководитель одноименного попечительского совета РПЦ заботится о "духовно-нравственной культуре подрастающего поколения".

Его бывшая сокурсница Марина Литина знает его еще с советских времен. "Он всегда был очень серьезным, даже одухотворенным, - рассказывает она. - И при этом всегда любезным". Сегодня Марина Литина преподает гражданское право на факультете, где когда-то учился Медведев. Но многого о своем бывшем коллеге она рассказать не может. "Как преподаватель он пользовался уважением, - говорит она. - Мне кажется, он был очень требовательным и взыскательным, так, по крайней мере, мне рассказывали".

Она несколько раз пыталась описать Медведева. Она рассказывает о совместном пребывании в вузе, но практически ничего о нем самом. Но в том, что он не был "рубахой-парнем", она уверена.

Он был хорошим студентом и ученым, говорит также бывший профессор Валерий Мусин, "задумчивым студентом с исключительными аналитическими способностями". Мусину жаль, что Медведев распростился с наукой. Однако он не хочет этим сказать, что Медведеву следовало бы остаться ученым. "Я понимаю, для страны, наверное, лучше, если он возьмет на себя ответственность, которую ему предложили". Пожалуй, он будет хорошим президентом. "Иначе бы выбор нашего нынешнего президента на него не пал".

Для его бывшего окружения Дмитрий Медведев остается химерой, а рекомендация Путина - единственным указанием на пригодность кандидата к новой должности. Собственных рекомендаций он пока практически не давал. Медведев не проявил себя генератором идей ни в качестве заместителя главы кремлевской администрации, ни председателя совета директоров "Газпрома". Ни как вице-премьер. Так называемые национальные проекты в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве, которые были доверены Медведеву, пробудили большие надежды, но до сих пор не продемонстрировали почти никаких успехов.

Программные высказывания Медведева в преддверии выборов, скорее всего, тоже ни к чему его не обязывают. Демократия? Да, но... Пока нет ни одного государства с процветающей экономикой, которое могло бы отказаться от этой формы правления, говорит кандидат. Однако парламентскую демократию он считает для России неудобной.

Защита гражданских свобод, больше правопорядка и меньше государственного влияния на экономику? Это обещания, которые пока что давал Медведев. Однако наблюдатели сомневаются, что он собирается их выполнять. Все это было уже давно обещано, говорит Евгений Ясин, ректор московской Высшей школы экономики. Но на практике мы видим обратное. Роль государства в экономике усиливается, избирательное законодательство подгоняется под конкретные нужды, а средства массовой информации находятся под контролем. Число чиновников не уменьшается, коррупция не подавляется.

Выступления Медведева оказываются менее воинственными, чем у его наставника Путина, что принесло ему - особенно в Германии - преждевременные лавры. Поведение Путина, все больше похожее на поведение мачо, закрепляет за Медведевым славу истинного интеллигента. С выдвижением его кандидатуры на пост президента гражданские силы в России укрепились, сообщает министерство иностранных дел. Медведев не имеет отношения ни к спецслужбам, ни к армии. Уже в одном этом можно увидеть положительные перемены.

Единственное, что нам известно: в качестве вице-премьера и главы совета директоров крупнейшего российского энергетического концерна Дмитрий Медведев участвовал в принятии решений теми кругами, которым МИД, очевидно, не доверяет. До сих пор его знают только по роли администратора и исполнителя чужой воли. Политика же вершится в Кремле.

Также по теме:

Чей это Кремль? (The International Herald Tribune)

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru