Вот уже несколько дней ходят слухи о том, что ночные клубы провоняли потом после того, как табачный дым перестал заглушать телесные запахи. Черт возьми! У истоков этого слуха, распространившегося повсюду, стоит одна фирма, готовая на все, лишь бы заставить говорить о своих методах дезодорирования... ночных клубов и игровых залов.
Коммерческий оппортунизм или реальная проблема?
Небольшой ночной тур позволяет составить собственное представление. Когда проходит первый шок от созерцания всех этих людей без привычного облака дыма вокруг, в ночных клубах и дискотеках действительно ощущается очень специфический запах: смесь уже старого, въевшегося в стены табака, алкоголя и разогретых тел. Что лучше - этот запах или клубы табачного дыма? Одно можно сказать с уверенностью: владельцы ночных клубов на грани срыва. "Мы не хотим обсуждать эту тему", - сказал Ади Бахтияр (владелец клубов Showcase, 287, Milliardaire и Planches). "Нам хватило запрета на курение. Мы не хотим, чтобы говорили, что в наших заведениях воняет!" - говорят в еще одном парижском клубе Etoile.
Поэтому владельцы клуба воспользовались услугами Olfact'Air - фирмы, предлагающей парфюмировать ночные клубы. В Etoile на пробу уже были присланы несколько ароматов.
Но парфюмирование заведений влечет за собой новую опасность - запах может не понравиться клиентам. Перед обонятельным маркетингом стоит непростая задача: предложить такой запах, который понравится всем.
"Это сделать невозможно, потому что обоняние - совершенно особое чувство, не такое, как другие, - говорит Анник ле Гере, антрополог и специалист по запахам. - Обонятельные пристрастия у всех людей различны, они непосредственно связаны с нашим личным опытом, нашими ощущениями". И все же парфюмирование помещений представляется более удобным методом, чем замена обивки, обоев и штор, пропитанных запахом табака.