Каспий вновь фигурирует в повестке дня мировой энергетики. Наш регион, богатый нефтью и газом, устремляется вперед, расставаясь со своим советским прошлым. Но у нас еще есть неразрешенные вопросы. Для Азербайджана интеграция на региональном уровне - один из приоритетов. В экономическом смысле она оправдана в прикаспийском и общемировом контексте. Однако интеграция станет возможной, лишь если мы сможем найти прочное решение конфликта, касающегося Нагорного Карабаха.
Когда в 1992 году эту область на юго-востоке нашей страны и еще семь прилегающих к ней территорий заняли армянские войска, почти 1 млн азербайджанцев был вынужден бежать. Теперь они живут во временных поселениях. Им следует разрешить вернуться в их дома.
Азербайджан не может идти ни на какие компромиссы, когда дело касается его территориальной целостности и права на возвращение для людей, которые стали перемещенными лицами на территории данного государства. Это отвечает нормам и принципам международного права, соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН, а также решениям, которые были приняты Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Другие международные организации, в том числе НАТО, Совет Европы и Европейский союз, неоднократно заявляли то же самое.
Прошло без малого 14 лет с тех пор, как азербайджано-армянская война закончилась прекращением огня, о котором удалось договориться при посредничестве России. Но по сей день армянские войска все еще находятся на нашей территории. Мы не можем мириться с продолжающейся оккупацией части нашего государства. Так называемый "Минский процесс" - усилия под руководством ОБСЕ, направленные на поиск мирного решения этого конфликта путем переговоров, - помогает создать основы для диалога между Азербайджаном и Арменией. Он также придает конфликту международный аспект. Но нам необходимо срочно завершить этот процесс. Поддержание нынешнего положения дел обходится слишком дорого.
В данный момент рыночные цены на нефть и газ высоки, и нам следовало бы иметь возможность для максимального использования экономического потенциала наших стратегических ресурсов. Однако неразрешенный Нагорно-Карабахский конфликт угрожает безопасности существующей инфраструктуры трубопроводов, не позволяя нам оптимизировать продажу энергоносителей нашего региона в Европу. Для нас в Азербайджане это станет помехой экономическому росту, темпы которого за последние несколько лет составляют в среднем около 30%.
Средства дипломатии - вот вариант решения, предпочитаемый Азербайджаном. Я полагаю, что Армения также извлечет пользу из региональной интеграции и развития, так что ей следует не сосредотачиваться на этом затянувшемся конфликте. Разрешение этого вопроса улучшит не только наши двусторонние отношения. Оно также может улучшить отношения Армении с Турцией.
Иногда Азербайджан обвиняют в том, что он слишком много тратит на снабжение вооруженных сил. Но мы лишь реагируем на реалии безопасности в регионе, одновременно модернизируя наши вооруженные силы и поднимая их до стандартов НАТО. Тесное сотрудничество с НАТО - стержень доктрины безопасности Азербайджана.
Таким транснациональным угрозам, как организованная преступность, контрабанда и терроризм, от которых страдает и наш регион, можно эффективно противодействовать, лишь если ими заниматься сообща, в общих рамках. Для Армении это еще один потенциальный резон всерьез обеспокоиться поиском решения Нагорно-Карабахского конфликта. Неразрешенные споры о границах и квазиавтономных территориях создают простор для организованной преступности. Чтобы должным образом реагировать на асимметричные угрозы, необходимо тесное региональное сотрудничество, а для этого, в свою очередь, требуется, чтобы мы урегулировали свои разногласия с Арменией.
При всем при том армянской стороне следует знать, что мы готовы предоставить Нагорному Карабаху максимально возможную автономию в составе Азербайджана. Мы даже готовы значительно увеличить средства, выделяемые центральными властями на развитие этой провинции Азербайджана.
Урегулирование этого "замороженного конфликта" также поможет Азербайджану взять на себя роль моста между ЕС и Центральной Азией. По мере того, как ЕС расширяется на восток, все более растет значение Центральной Азии, богатой нефтью и газом. ЕС должен быть сильно заинтересован в стабильности и экономическом развитии региона, который, возможно, сыграет стержневую роль в содействии удовлетворения потребностей Европы в энергоносителях. Более тесные отношения с Азербайджаном могут также рассматриваться как элемент контакта Европы с Центральной Азией.
Вместе с нашими партнерами из Казахстана и Туркмении мы строим сильное и подлинное транскаспийское партнерство. Мы обсуждаем идею о соединении двух берегов Каспийского моря сетью трубопроводов. Мы говорим о формировании механизмов регионального сотрудничества в сферах экономики и безопасности. На региональном рынке в случае его интеграции возрастет конкуренция, он станет эффективнее и организованнее. Это возымеет позитивные последствия для всех стран, которые участвуют в процессе. Прикаспийский регион окружен такими мощными экономиками, как ЕС, Турция, Россия и Китай, так что перспективы быстрого и постоянного роста в этом регионе выглядят более чем убедительными. Потому-то мы оптимистично полагаем, что Баку удастся превратить в европейское ядро этого региона.
Виды на более тесную экономическую интеграцию в Европу для Прикаспийского региона не менее важны, чем партнерство с Россией и Китаем. Азербайджан твердо привержен делу укрепления всех этих связей. Однако подлинные региональные основы процесса зависят от разрешения Нагорно-Карабахского конфликта, и потому эта проблема больше не может ждать. Баку со всей серьезностью настроен двигаться дальше.
Эльмар Мамедьяров - министр иностранных дел Азербайджана