Американские и азиатские чиновники, знакомые со свежими разведданными по Северной Корее, утверждают: в последние недели у них появились веские причины полагать, что эта страна построила второй секретный завод по производству оружейного плутония, и это может осложнить как дипломатическую стратегию по прекращению северокорейской ядерной программы, так и применение военных методов для разрешения конфликта в случае провала дипломатических усилий. Об этом сообщает International Herald Tribune со ссылкой на New York Times.
Появление новых свидетельств, которые, как предупредил высокопоставленный чиновник администрации Буша, являются "очень тревожными, но еще не окончательными", последовало за заявлением Северной Кореи около двух недель назад о том, что она переработала 8 тысяч топливных стрежней. Этого количества достаточно для того, чтобы произвести полдесятка ядерных бомб.
Американские чиновники заявили, что пока не могут подтвердить это утверждение, хотя сенсоры, установленные на границах с Северной Кореей, засекли повышенный уровень криптона-85, газа, выделяемого в процессе превращения отработанного топлива в плутоний.
Более всего американских, южнокорейских и японских аналитиков беспокоит не само наличие в воздухе этого газа, который трудно поддается выявлению, сколько его источник. На протяжении многих лет американские спутники следили за главным ядерным заводом Северной Кореи около Енбена. По результатам компьютерного анализа обнаруженного криптона, вероятность того, что источник его происхождения - это завод в Енбене, полностью исключена. Результаты исследования определенно свидетельствуют, что газ появился на втором, секретном заводе, который, возможно, спрятан где-то в горах.
Американцы давно подозревали, что Северная Корея попытается создать второй завод, чтобы подстраховаться на случай превентивного удара США. Около пяти лет назад Америка даже требовала допустить инспекцию на один из подземных объектов, но тот оказался пуст. Тем не менее нынешний эпизод стал первым свидетельством того, что в Северной Корее, возможно, действует второй завод.
Итак, сейчас в Северной Корее может быть как минимум два секретных объекта, на которых может производиться материал для ядерного оружия. В октябре после ознакомления с данными, известными США, северокорейские чиновники признали, что они тайно построили завод по производству урана. Американцам так и не удалось обнаружить этот завод. Есть основания предполагать, что полномасштабное производство на нем может развернуться только через несколько лет.
Если данные о наличии у корейцев второго завода по производству плутония подтвердятся, президент Джордж Буш будет лишен альтернативы, которую в 1994 году рассматривал президент Билл Клинтон: нанесение военного удара или организация саботажа с целью недопущения производства Северной Кореей большого количества ядерного материала. И тем не менее Буш заявил, что "не потерпит" существования ядерной Северной Кореи.
Американские спецслужбы подчеркивают, что не хотели бы выносить окончательного суждения на основании новых разведданных. Они видят, что вердикт ЦРУ по иракской ядерной программе вызвал дебаты на национальном уровне, в ходе которых сомнению подвергаются все донесения разведки. Кроме того, этот вопрос столкнул Белый дом и директора ЦРУ Джорджа Тенета, который знает, что Белый дом готов положить все силы на то, чтобы только не назвать противостояние с Северной Кореей кризисом. Пока чиновники Белого дома получили только краткую информацию о появившихся у разведки сведениях и не были проинформированы об их интерпретации, заявили представители администрации.
Однако каждую неделю попытки Белого дома смягчить свои заявления подрубаются на корню и агрессивными утверждениями Северной Кореи, и новыми подтверждениями того, что страна продолжает ядерные разработки. В пятницу озабоченность ситуацией вокруг Северной Кореи выразил даже директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи, который немало разозлил Белый дом, поставив под сомнение оправданность выдвинутых США обвинений против Ирака.
Ситуация в Северной Корее в данный момент представляет собой "самую непосредственную и самую серьезную угрозу для режима ядерного нераспространения", отметил он, находясь в штаб-квартире в Вене. Пока неясно, был ли он в курсе новых разведданных, когда делал это заявление, или нет.
Позиция Северной Кореи в отношении своей ядерной программы в корне отличается от позиции Ирака. После того как 31 декабря северокорейское правительство изгнало инспекторов МАГАТЭ, оно признало ? больше того, даже похвасталось - своей ядерной программой. Администрация Буша подозревает, что часть заявлений была не более чем блефом, попыткой Северной Кореи навязать миру свои условия в обмен на приостановление и, возможно, отказ от ядерной программы. Буш назвал эти усилия "шантажом" и заявил, что не поддастся.
Американская разведка приложила невероятные усилия к тому, чтобы отгадать загадки: как могла Северная Корея переработать все 8 тысяч топливных стержней (как она утверждает), если завод в Енбене работает не постоянно, а спорадически?
ЦРУ и Совет национальной безопасности давно беспокоились, что они что-то упускают из виду, и что, возможно, где-то в Северной Корее существует второй завод. О наличии второго завода к северо-востоку от Енбена впервые сообщил агент Южной Кореи, однако на достоверность этой информации полагаться нельзя.
В распоряжении Северной Кореи есть от 11 до 15 тысяч подземных объектов военной промышленности, утверждает один из источников в американской разведке, а северокорейское руководство известно своей любовью к дублированию важных объектов, как-то завод по производству танков или командно-коммуникационные системы.
Ядерная программа Северной Кореи создавалась сначала с помощью Китая и России, а в плутониевых разработках ей помогал Пакистан.
Теперь Китай полностью включился в попытки найти дипломатическое решение, которое не вызовет хаоса на его границе с Северной Кореей и потока беженцев. Заместитель министра иностранных дел Китая Дай Бинго, который имеет длительный опыт общения с Северной Кореей, в пятницу провел необычно длинную встречу с госсекретарем США Колином Пауэллом и другими американскими чиновниками. Он также встречался с советником по национальной безопасности Кондолизой Райс и вице-президентом Диком Чейни.
На повестке дня - вопрос о включении в команду переговорщиков из Южной Кореи и Японии, как на том настаивает администрация США в противовес требованию Северной Кореи, которая хочет иметь дело только с Соединенными Штатами.
Пентагон полагает, что, хотя переговоры и являются необходимым этапом, в итоге они все равно не принесут никаких плодов. Пентагон не верит, что Северная Корея когда-либо откажется от всех элементов своей ядерной программы - единственной карты, которую умирающая с голоду страна хочет разыграть, чтобы привлечь внимание мира.
По словам Буша, он не удовлетворится частичной заморозкой программы, как Клинтон в 1994 году, и настоятельно требует, чтобы Северная Корея уничтожила все свои ядерные объекты. Его осуждают за то, что он позволил северокорейской проблеме загнивать в то время, как США были заняты Ираком. Об этом, в частности, говорил на прошлой неделе бывший министр обороны Уильям Перри.