Возможно, у биологии не столь высокий статус, как у физики или химии, но она определенно гораздо забавнее. А знаете ли вы: несмотря на то что шимпанзе в несколько раз меньше, чем горилла, яички шимпанзе в 16 раз больше? А что шимпанзе спариваются в 100 раз чаще, чем гориллы? А что бонобо, шимпанзе-пигмей, спаривается в 10 раз чаще своего старшего брата, соответственно, в 1000 раз чаще, чем горилла?
Принципиальная разница между гориллой и шимпанзе заключается в том, что шимпанзе предпочитают жить на деревьях. Самцы-гориллы (те, кто в силах, естественно) формируют себе гаремы; они гораздо крупнее самок - приходится отбиваться от соперников. Самцы-шимпанзе не могут позволить себе вырастать до таких размеров, иначе как же прыгать по деревьям? Поэтому стратегия шимпанзе - не формировать гаремы, а побеждать соперников иными способами: больше и чаще удовлетворять самок. У бонобо по различным причинам "в спальне" верховодит самка, и самцы знают, что никакие сражения тут просто не помогут. В такой ситуации быть суперпарнем - этаким Эрролом Флинном мира приматов - лучший способ прорваться наверх.
Подобный вывод дает много пищи для размышлений мужчинам-шовинистам. Если бы президентом стала известная феминистка Андреа Дворкин, стало бы больше секса в народе? И имеет ли это все какое-либо отношение к людям? В книге "Природа против среды: гены, опыт и что делает нас людьми" британский ученый Мэтт Ридли заявляет, что да, имеет и самое непосредственное. Ведь "наши яички в пять раз больше, чем у горилл, даже если мы весим в три раза меньше, чем шимпанзе".
Ридли противостоит Джей Глоуд, профессор Гарварда - он до гробовой доски готов развенчивать все попытки привязать поведение человека к нашей биологии. Он называет такие умопостроения смертным грехом "генетического детерминизма", потому что, по словам профессора, ни один разумный человек не считает, что размер того, что болтается у мужчины между ног, контролирует человеческую культуру. Однако другой профессор, Стивен Пинкер, презрительно смеется над всеми принижающими значение биологических факторов. Разве наша биология, сформировавшаяся в ходе эволюционного развития, - это не главный двигатель всего, что совершает человек и о чем он помышляет?
Организмы, и особенно организм человеческий, - это сложные системы, построенные на генетической основе, но во многом обусловленные приобретенным опытом и ситуациями, на которые им приходится отвечать. "Гены - это механизмы опыта", - резюмирует Ридли.